Русский язык
6 класс

10. Текст

Текст — это два и более предложений, связанных по смыслу, а также с помощью языковых средств и расположенных в определённой последовательности.

Текст имеет или может иметь заглавие.

В тексте можно выделить 1) план содержания и 2) план выражения этого содержания (языковые средства).

Специальные языковые средства отражают связь предложений в тексте.

  • Чем отличается текст от предложения?
  • Перечислите типы текстов.
  • Каковы особенности текстов — описаний, рассуждений, повествований?
  • Что между ними общего?

46. Спишите, расставляя знаки завершения в конце предложений. Докажите, что у вас получился текст. Как лучше озаглавить его: «Кипрей», «Заботливый цветок», «Сторож сосен»? Какие слова связывают предложения в первом абзаце? С помощью каких слов автор выражает своё отношение к цветку?

Кипрей — очень тёплый цветок Когда ударит осенний мороз и иней посеребрит траву, то около кипрея инея нет Вокруг кипрея стоит тёплый воздух Этот цветок выделяет из себя теплоту И в этой теплоте растут себе без страха все соседи кипрея, все слабенькие побеги, пока зима не прикроет их, как ватным одеялом, глубоким снежком

И заметьте, что кипрей всегда разрастается рядом с молодыми соснами Это их сторож и защитник, их нянька

Бывает, в сильный мороз у кипрея отмёрзнет вся верхушка, а он всё равно не сдаётся, живёт и дышит теплотой Самоотверженный цветок /т, _

(К. Паустовскии.)

Предложения в тексте связываются повторением одного и того же слова, заменой существительного местоимением, с помощью однокоренных слов, синонимов и другими средствами.

47. Озаглавьте текст. Какие факты отобраны для описания поздней осени? Как связаны предложения друг с другом? Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. • Назовите виды орфограмм на месте пропусков и скобок.

И как же этот лес хорош(?) поз(?)ней осенью, когда прилетают вальдшнепы* Они (не) держ..тся в самой глуши: их надобно искать вдоль опушк..

Ветра нет, и нет ни солнца ни света ни тени ни движения ни шума В мягк..м воздух., разлит осенний зап..х Тонкий туман стоит вд..ли над ж..лтыми полями Сквозь обн..жённые, бурые сучья дерев мирно белеет неподвижное небо Кое-где на липах в..сят последние золотые листья Сырая земля упруга под ногами

(И. Тургенев.)

48. Найдите ошибки в выборе средств связи между предложениями. В каких из них для устранения ошибок можно использовать синонимы или близкие по смыслу слова? Перепишите в исправленном виде.

1. На углу улиц., строители возводит многоэтажное здание. В этом здании намечае(ть,т)ся открыть дом бытовых услуг. 2. В мастерской при доме бытовых услуг р..монтируют мужскую и женскую одежду. Р..монтируют её квалифицированные м..стера. 3. На фабрике делают шкафы, столы, диваны. Шкафы, столы, диваны на фабрике выпускают высокого качества.

Для справок: здание — оно, дом;
ремонтировать — чинить;
шкафы, столы, диваны — мебель.

49. Как лучше озаглавить текст: «Воробей», «Франт», «Какой нарядный!»? Определите в первом абзаце средства связи предложений. Спишите первый абзац, расставляя пропущенные запятые. • Из второго и третьего абзацев выпишите слова с пропущенными буквами. • Назовите падежи выделенных слов.

На кустах акаци.. с..дело много вороб..ёв. Подкрался я к ним поближе нацелился своим аппаратом гляжу1 в гл..зок.4 Вот передо мной на ветк.. воробышек. Да какой, оказываемся, нарядный! Я раньше этого и (не)замечал. Верх головк.. серенький, будто серенькая шапоч(?)ка надета. Грудка и брюшко тоже серые а спинка и крылья потемнее: они коричневатые, пёстренькие. Вверху, на крыльях — белая поло..ка.

Пов..рнул воробышек ко мне голо..ку, словно и впрямь фотографироваться хоч..т. Гляжу —щ..чки (у)него почти беленькие, а под шейкой большое ч..рное пятно, совсем как бант или широкий галстук. Ишь, какой франт!

Рядом (с)ним воробьиха с..дит. Она не такая нарядная, вся серенькая.

(Г. Скребицкий.)

 

Рейтинг@Mail.ru