Русский язык
6 класс

9. Прямая речь. Диалог. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью

  • Из каких частей состоят предложения с прямой речью?
  • Что общего имеют и чем различаются предложение с прямой речью и диалог?
  • Какими знаками препинания прямая речь разделяется со словами автора? А каким знаком препинания она выделяется?

41. Прочитайте. Озаглавьте текст. Выпишите предложения с прямой речью и постройте их схемы. • Укажите предложения с однородными членами. Объясните постановку знаков препинания между ними.

• Какие синонимы (см. рамку) нельзя использовать вместо выделенного слова? Почему?

Утреннее пение птиц нестройно и торопливо, но именно в этой торопливости, в перебоях и переливах разноголосья вся новизна3 лесного летнего утра. Вот какая-то крошечная пичужка открыла глаза, увидела вокруг себя свежую маслянистую зелень, жемчужные капли росы и удивлённо присвистнула: «Вижу ветки, вижу ветки!»4 А другая уже взвилась над макушкой дерева, зажмурилась от блеснувшего света и поспешила оповестить: «Солнце! Солнце встаёт!» — «Роса серебрится, роса серебрится!» — отвечают ей снизу, из густого куста орешника.5 «Вить?» — спрашивает зяблик, кружась около недовитого гнёздышка. «Вить, вить!» — торопливо отвечают ему. И он, принявшись за дело, свищет на всю опушку: «Вью1, вью...» Птицы щебечут, свистят, щёлкают, перебивают друг друга, наполняют лес суетой и гомоном пробуждения.

(По В. Полторацкому.)

сообщить
известить
оповестить
уведомить
осведомить
информировать
проинформировать

42. Составьте диалог на тему «Деревья и птицы разговаривают».

43. Найдите по данным схемам предложения в «Сказке о царе Салтане...» или в любой другой сказке А. С. Пушкина.

44. Запишите высказывания писателей о русском языке как прямую речь. Слова автора составьте из фамилии, имени, отчества писателя и приведённых справа глаголов. Второе высказывание поставьте после слов автора. В составленных предложениях объясните знаки препинания. • Постройте схемы получившихся предложений с прямой речью.

Предупреждал

    1. Обращаться с языком кое-как — значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно. (А. Н. Толстой.)

Советовал (настоятельно)

    2. Обогащайте себя знанием русского языка, читайте больше, читайте таких мастеров словесного искусства, каковы Пушкин, Гоголь, Лев Толстой, Лесков, Чехов. (М. Горький.)

45. Составьте и запишите диалог из 2—3 реплик на одну из тем: «В книжном магазине», «В библиотеке», «На стадионе», «В школе на перемене», «Разговор по телефону с другом (подругой)».

 

Рейтинг@Mail.ru