Русский язык
10-11 классы

§ 66. Предложения двусоставные и односоставные. Неполные предложения

384. Продолжите предложения. Запишите их.

1) Двусоставное предложение — это... .

2) Подлежащим называется... .

3) К главным членам предложения относятся... .

4) Неполные предложения — предложения... .

385. Дайте определение односоставного предложения. Заполните таблицу.

Тип односоставного предложения

Способы выражения главного члена

Примеры

Определённо-личное

Формы глагола

1-го    и 2-го лица настоящего и будущего времени изъявительного наклонения, форма

2-го    лица повелительного наклонения

Буду поступать в институт.

Принеси мне эту книгу.

Неопределённо-личное

Обобщённо-личное

Безличное

Назывное

386. Прочитайте текст. Определите тип речи. Выпишите из текста односоставные предложения. Определите их тип. Какую роль играют эти предложения в тексте?

Стал вспоминать. Деревня... Серые избы, пыльная улица, крапива у плетней, куры на завалинке, покосившиеся прясла... Попадаются ещё небольшие озерки; вечерами вода в них гладкая-гладкая, и вся заря как в зеркале. Хорошо сидеть на берегу этих маленьких озёр, думать... В душу с тишиной вместе вкрадывается беспокойно-нежное чувство ко всему на свете. Грустно немного, но кто-то будто шепчет в ухо: подожди, подожди, дружок.

Далеко-далеко проскачет табун лошадей в ночное, повиснет над дорогой, в воздухе полоска пыли и долго держится. И опять тихо. Что за тишина такая на земле! (В. Шукшин)

В неполных предложениях пропуск членов предложения может обозначаться на письме с помощью тире, например: Дела булочной шли хорошо, лично мои — всё хуже. (М. Г.)

387. Прочитайте стихотворение М. Цветаевой. Какой тип предложения в нём использован? Объясните постановку знаков препинания в тексте. Назовите фигуру речи, к которой обратился автор.

      Зверю — берлога,
      Страннику — дорога,
      Мёртвому — дроги,
      Каждому — своё.

      Женщине — лукавить,
      Царю — править,
      Мне — славить
      Имя твоё.

388. Прочитайте, укажите односоставные предложения (в том числе и в составе сложных), назовите их вид. Подчеркните неполные предложения.

1) Без конца еду, а погода не унимается. Всё залило, мосты разнесло. 2) Начинаем ехать по озёрам. 3) Виден голый, угрюмый берег Иртыша. 4) Мутная вода. Белые волны хлещут по глине. 5) Темнеет. Ямщик молчит. 6) Вот и паром. Надо переправляться на ту сторону. 7) Холодно ехать. На мне полушубок, по ногам зябко. Кутаю их в кожаное пальто — не помогает. 8) К рассвету страшно утомляешься от холода. Пока меняют лошадей, прикорнёшь где-нибудь в уголке. 9) Завтра я еду в Иркутск отдохнуть.

(Из писем А. Чехова)

389. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Неполные предложения подчеркните.

1) Вон запестрели цветы в садике вон дальше видны аллеи лип и акаций и старый вяз левее яблони вишни груши. (Гонч.) 2) Из садика на балкон вбежала Вера за ней Сергей прыгавший через три ступеньки позади шёл Никита. (А. Н. Т.) 3) С одной стороны Волга с крутыми берегами и Заволжьем; с другой широкие поля обработанные и пустые... С третьей стороны видны сёла деревни и часть города. (Гонч.) 4) За линейкой ехали охотники с собаками за охотниками кучер Игнат. (JI. Т.) 5) Я один. Рядом море на сотни миль. (Пауст.) 6) В одном таком словаре можно собрать слова имеющие отношение к природе в другом хорошие и меткие местные слова в третьем слова людей разных профессий... (Пауст.)

390. Прочитайте и укажите предложения, в которых пропуск членов предложений (главных или второстепенных) является ошибкой. Спишите, исправляя такие предложения.

1) «Скажите, пожалуйста, — спросили мы дежурного по станции, — когда придёт поезд?» — «Через 15 минут». 2) В слободке начались обыски, скоро добрались до дома Власовых, но не нашли ничего. 3) Дед всё больше беднел, и пришлось идти в люди. 4) Данко бросил радостный взор, а затем упал и умер. 5) Отец рассказывал, что несколько раз видел на сцене Качалова, первый раз ещё до революции. 6) Поездка наша за город не состоялась, так как шёл ремонт. 7) Нельзя сказать, что у Манилова есть запросы.

391. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Объясните (устно) их употребление. Укажите подлежащее и сказуемое в первых двух предложениях.

Ольга и Татьяна

Ольга существо простое, непосредственное которое н..когда н.. о чём н.. рассуждало, н.. о чём н.. спрашивало которому всё было ясно и понятно по привычк.. и которое всё завис., ло от привычк.. || Она очень плакала о смерт.. Ленского, но скоро утешилась, вышла за улана и из грациозной и милой девочки сделалась дюжинною барынею, повторив собою свою маменьку, с небольшими изменениями, которых требовало время || Но совсем не так легко определить характер Татьяны || Натура Татьяны н..многосложна, но глубока и сильна || В Татьяне нет этих болезне..ых противоречий которыми страдают слишком сложные натуры; Татьяна создана как будто вся из одного цельного куска, без всяких пр..делок и примесей || Вся жизнь её проникнута тою целостностью тем единством которое в мире иску..тва составляет высочайшее досто..нство художестве..ого произведения ||

Итак летние ночи посв..щались мечтательности зимние чтению романов и это среди мира имевшего благоразумн.. привычку громко храпеть в то время || Какое противоречие между Татьяною и окружающем ее миром || Татьяна это редкий, пр..красный цветок, случайно выр..сший в ра..елине дикой скалы,

    Незнаемый в траве глухой
    Н.. мотыльками, н.. пчелой ||

Эти два стиха сказа..ые Пушкиным об Ольге гораздо больше идут к Татьяне || Какие м..тыльки, какие пчёлы могли знать этот цветок или пленят(?)ся им || Разве безобразные слепни, оводы и жуки вроде господ Пыхтина Буянова Петушкова и тому подобных ||

Повторяем Татьяна существо исключительное натура глубокая любящая страстная || (По В. Белинскому)

Рейтинг@Mail.ru