Русский язык
10-11 классы

§ 65. Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные предложения

В конце повествовательного и побудительного предложений, не сопровождаемых выражением сильного чувства, ставится точка, например: 1) Ночка сегодня морозная, ясная. (Н.) 2) Послушай, вольности ты лишней не бери. (Гр.) Если эти предложения сопровождаются выражением сильного чувства, то в конце их ставится восклицательный знак, например: 1) Воля и труд человека дивные дивы творят! (Н.) 2) Разворачивайтесь в марше! (Маяк.) В конце вопросительного предложения ставится вопросительный знак, например: Кто там? Чей конь во весь опор по грозной площади несётся? (П.)

Примечание. Для обозначения незаконченности высказывания, недоговорённости употребляется многоточие, например:

1) Быстро лечу я по рельсам чугунным, думаю думу свою... (Н.) При сочетании многоточия с восклицательным или вопросительным знаком ставится этот знак и две точки, например: 1) Стыдно робеть, закрываться перчаткою, ты уж не маленький!.. (Н.) 2) Слышишь ты пение?.. (Н.)

382. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Озаглавьте текст. Объясните, почему предложение признаётся основной формой общения.

Предложение — это гра..атически оформле..ая по законам данного целостная (т. е. неделимая далее на речевые ед..ницы с теми(же) основными признаками) ед..ница речи, являющаяся главным средством формирования, выр..жения и сообщения мысли.

Язык как орудие общения и обмена мыслями между всеми членами общества пользуется предложением как основной формой общения. Правила употребления слов в функци.. предложений и правила соед..нения слов и слов..сочетаний в предложении — ядро синтаксиса того или иного языка. На основе этих правил устанавливаются разные виды или типы предложений. (В. В. Виноградов)

383. Спишите, ставя в конце предложения нужный знак. Укажите повествовательные, побудительные и вопросительные предложения. Какие из них являются восклицательными? Подчеркните их. Сделайте синтаксический разбор 1-го и 5—7-го предложений п. I. Объясните употребление многоточий в 11-м предложении.

I. 1) Высоко над семьёю гор, Казбек, твой царственный шатёр сияет вечными лучами || 2) Над Невою резво вьются флаги пёстрые судов || 3) Чу, пушки грянули || 4) Пой, ямщик || Я молча, жадно буду слушать голос твой || 5) Мир опустел || Теперь куда же меня б ты вынес, океан || 6) Тесней, о милые друзья, тесней наш верный круг составим || 7) Как изменилася Татьяна || Как твёрдо в роль свою вошла || 8) Вот опальный домик, где жил я с бедной нянею моей || 9) Здравствуй, племя младое, незнакомое || 10) Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы || 11) Итак, пошли тихонько внука с запиской этой к О... к тому... к соседу... да велеть ему, чтоб он не говорил ни слова, чтоб он не называл меня...

(Из произведений А. Пушкина)

II. 1) Поэма Лермонтова — создание мужественное, зрелое || 2) Какая верная картина || Какая точность в выражении || 3) Не менее превосходна «Казачья колыбельная песня» || Где, откуда взял поэт эти простодушные слова, эту умилительную нежность тона, эти кроткие и задушевные звуки, эту женственность и прелесть выражения || 4) О, как глубоко поучительна эта повесть, как сильно потрясает она душу ||

(В. Белинский)

Рейтинг@Mail.ru