Учебник для 6 класса

Музыка

       

Мир музыкального театра

Балет «Ромео и Джульетта»

Восторженный певец жизни, солнца и молодости.

|Д. Кабалевский (о С. Прокофьеве)|

Тебе уже знакомы инструментальные вступления к музыкально-театральным спектаклям — увертюры: к операм «Руслан и Людмила» М. Глинки, «Свадьба Фигаро» В.-А. Моцарта, «Хованщина» М. Мусоргского, к трагедии Гёте «Эгмонт» Л. Бетховена, которые живут и как самостоятельные концертные произведения.

Музыка балета С. Прокофьева, как и увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» П. Чайковского, ярко раскрывает основной конфликт трагедии Шекспира — столкновение светлой любви Ромео и Джульетты с родовой враждой Монтекки и Капулетти, характеризующей средневековый уклад жизни. Но если в увертюре содержание трагедии Шекспира представлено обобщённо, то в балете сюжет трагедии раскрывается последовательно, в конкретных событиях, ситуациях, на основе острых контрастных сопоставлений.

Наряду с сольными сценами-портретами и сценами-диалогами в балете широко представлены массовые сцены, в которых даётся характеристика места, обстоятельств действия, раркрываются основные драматические столкновения.

  • Послушай и сравни сцены из балета: «Улица просыпается» (1-я картина) и «Танец рыцарей» (2-я картина). Какие образы воз никают в твоём воображении?
  • Какое значение в этих сценах имеет появление контрастных музыкальных тем?
  • Какими средствами выразительности композитор достигает яркого контраста образов?
  • Какова роль трёхчастной композиции-формы в раскрытии основного конфликта трагедии?

М. Плисецкая — Джульетта,
Н. Фадеечев — Ромео

Каждое действующее лицо балета имеет свою музыкальную характеристику. Музыкальные портреты героев балета сплетаются из нескольких тем, характеризующих разные стороны образа. Они могут повторяться, варьироваться, появление новых качеств образа вызывает чаще всего и появление новой темы, которая интонационно тесно связана с предшествующими .

Образы Ромео и Джульетты развиваются сложно и многогранно. И только образ мрачной, тупой вражды, того зла, которое стало причиной гибели героев, остаётся неизменным на протяжении всего балета.

Первой исполнительницей роли Джульетты была всемирно известная балерина Галина Сергеевна Уланова.

Г. Уланова — Джульетта,
Ю. Жданов — Ромео

  • Вслушайся в музыкальные портреты Ромео и Джульетты. Пластически исполни основные темы героев балеш. Охараюеризуй их. Какими предстают перед зрителями и слушателями юные влюблённые?

Образ-портрет патера Лоренцо создаёт музыка хорального склада. Обряд венчания двух влюблённых, который тайно совершает Лоренцо, также сопровождает хорал.

  • Послушай музыкальную характеристику патера Лоренцо. Какие интонации характеризуют этого мудрого, человеколюбивого монаха?
  • Сравни темы патера Лоренцо в музыке Чайковского и Прокофьева. Что в них общего? В чём проявляется своеобразие музыкальной речи каждого из композиторов?
  • Послушай финал балета. Какая знакомая тема лежит в основе гимна любви? Вспомни, как завершает увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта» Чайковский.
  • Придумай вопросы к дискуссии «В чём современность трагедии «Ромео и Джульетта» Шекспира, Чайковского, Прокофьева».

Сцена из балета «Ромео и Джульетта»

образ-портрет     массовые сцены     контраст тем     форма

Рейтинг@Mail.ru