Нет повести печальнее на свете,
Чем повесть о Ромео и Джульетте...
|У. Шекспир|
Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» — одно из самых знаменитых произведений П. Чайковского. В основу программы этого симфонического сочинения было положено литературное произведение — трагедия гениального английского драматурга эпохи Возрождения Уильяма Шекспира, повествующая о любви, верности и трагической гибели двух юных героев.
О кропотливой работе композитора над созданием увертюры-фантазии говорят три её редакции. Чайковский задумал даже сочинить оперу на сюжет трагедии Шекспира, но написал лишь сцену прощального свидания Ромео и Джульетты, основой которой послужила музыка увертюры-фантазии. После смерти Чайковского композитор С. И. Танеев закончил эту сцену и издал её как дуэт Ромео и Джульетты.
У. Шекспир
П. И. Чайковский
Чайковский ясно представлял себе будущую оперу. «Это будет самый мой капитальный труд, — писал он своему брату Модесту Ильичу. — Как я мог до сих пор не видеть, что я как будто предназначен для положения на музыку этой драмы? Ничего нет более подходящего для моего музыкального характера... Есть любовь, любовь и любовь...»
Послушай дуэт Ромео и Джульетты. Каким образом композитору удалось подчеркнуть глубину и поэтичность образов двух юных возлюбленных?
Спой главную тему дуэта Ромео и Джульетты, подчеркнув её песенный, лирический характер.
Выполни задания в творческой тетради на с. 56-57.
дуэт лирические образы
Познакомимся с образами увертюры-фантазии Чайковского и трагедии Шекспира. В прологе трагедии Шекспира звучат такие строки:
Две равноуважаемых семьи
В Вероне, где встречают нас событья,
Ведут междуусобные бои
И не хотят унять кровопролитья.
Друг друга любят дети главарей,
Но им судьба подстраивает козни.
И гибель их у гробовых дверей
Кладёт конец непримиримой розни.
Их жизнь, любовь, и смерть, и, сверх того,
Мир их родителей на их могиле
На два часа составят существо
Разыгрываемой пред вами были.
Гробница Джульетты
Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» написана Чайковским в сонатной форме и имеет несколько частей — вступление, экспозицию, разработку, репризу и коду.
Открывает увертюру-фантазию тема одного из действующих лиц трагедии.
Послушай тему вступления увертюры-фантазии. Портрет какого человека рисует эта музыка? Каков его характер, возраст, настроение, род занятий? Что он делает — погружён в воспоминания, размышляет о чём-то или активно действует?
Сколько раз звучит тема этого героя в оркестре? Как изменяется её характер при повторениях? Появляются ли в ней трагические мотивы, интонации скорби, отчаяния?
Какие инструменты исполняют эту тему? Звучание какого инструмента оркестра словно расчленяет повторения темы этого действующего лица трагедии?
Почему композитор выбирает приём волнообразного развития темы во вступлении? С каким душевным состоянием героя связано такое построение вступления?
Спой мелодию темы вступления. Какие черты эгой темы раскрылись перед тобой в процессе её исполнения?
Внимательное вслушивание в первую тему увертюры-фантазии позволяет познакомиться с одним из действующих лиц трагедии Шекспира — монахом, патером Лоренцо, от лица которого Чайковский ведёт дальнейший рассказ о происходящих событиях.
Подготавливается ли звучанием оркестра появление нового музыкального образа увертюры-фан 1азии?
Спой начальные интонации следующей музыкальной темы.
Музыка какого характера может «вырасти» из этих интонаций? Аргумен-тируй своё мнение, обратив внимание на мелодику, ритм, силу звучания, темп, особенности тембровой окраски этой темы.
Послушай эту тему в звучании симфонического оркестра. Какой образ создаёт П. Чайковский? Какими выразительными средствами композитор добивается яркости, выпуклости, убедительности музыкального образа? Какие изобразительные элементы он вводит в звучание темы?
После вступления, которое рисует образ патера Лоренцо, следует экспозиция — показ других образов трагедии. И первый из них — это образ борьбы, смертельной схватки, образ вражды и ненависти двух непримиримых родов — Монтекки и Капулетти.
Дом Джульетты в Вероне
Послушай музыку увертюры-фантазии дальше. Знакома ли тебе она? Какой образ противостоит образу вражды? Какими контрастными средствами создаёт его композитор?
Какие два элемента можно выделить в звучании этой темы?
С какой целью П. Чайковский использует многократные повторения этой темы? Почему композитор применяет приём волнообразного развития темы?
Определи по нотной записи темы любви те её особенности, которые превращают звучание оркестра в величественный гимн красоте человеческого чувства.
Богатство чувств чуждается прикрас,
Лишь внутренняя бедность многословна.
Любовь моя так страшно разрослась,
Что мне не охватить и половины.
Растаяли в воздухе звуки чарующей мелодии. Вопросительной интонацией заканчивается первый раздел увертюры. И после короткой паузы... вновь звучит музыка. Патер Лоренцо продолжает свой рассказ — начинается новый раздел симфонического произведения — разработка.
Послушай разработку увертюры-фантазии.
Интонациями какой уже знакомой темы открывается этот раздел? Какой смысл вкладывает композитор именно в такое начало средней части своего произведения?
Проследи по партитуре за развитием интонаций главной темы.
Хотя любовь их всё непобедимей,
Они пока ещё разделены.
Исконная вражда семей меж ними
Разрыла пропасть страшной глубины.
В её семье Монтекки ненавидят,
В глазах родни Ромео не жених.
Когда и где она его увидит
И как спасти от ненависти их?
Какая знакомая тема вступает в противоборство с темой вражды? Образ какого действующего лица трагедии получает в разработке увертюры-фантазии новое звучание? Как композитор подчёркивает его смысловое значение? Почему тема этого героя вводится Чайковским в самый драмашческий момеж развития действия?
Спой тему патера Лоренцо из разработки увертюры-фантазии. Сравни её с темой вступления. Что в ней изменилось? Почему из сосредоточенно-спокойной она превратилась в страстный призыв к примирению?
Какой образ набирает силу после звучания темы патера Лоренцо? Какие моменты усиливает Чайковский, вводя в звучание оркестра удары литавр?
Какая тема завершает среднюю часть сочинения Чайковского? Она звучит так же, как и в первой части?
Появляется ли в разработке тема любви?
Так надвое нам душу раскололи
Дух доброты и злого своеволья.
Однако в тех, где побеждает зло,
Зияет смерти чёрное дупло.
И вновь в музыке увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта» звучит тема главной партии — тема вражды. Она открывает третий раздел сочинения — репризу.
Вслушайся в начало репризы. Проследи за тем, как в этом разделе звучат две темы увертюры-фантазии. Какой из двух основных образов произведения вновь раскрывается перед слушателями?
Звучание какой темы в репризе словно вторгается в поток света, радости, счастья, надежды? С какой уже знакомой темой сталкивается в последней схватке тема вражды? Вспомни, в каком разделе увертюры-фантазии эта тема уже появлялась в подобном звучании?
Тревога и напряжение в музыке усиливаются. После удара большого барабана возникает неожиданная пауза. Какой смысл несёт такой изобразительный момент в музыке? Об этом рассказывает слушателям последний раздел увертюры-фантазии — кода (завершение, заключение). Звучат мерные скорбные аккорды оркестра. О чём говорит эта музыка? Это траурный марш, неторопливое скорбное шествие или — заупокойное песнопение?
Вслушайся: какая знакомая тебе тема увертюры-фантазии пробивается к свету сквозь неумолимую стену горечи, скорби, тоски?
Как изменилась знакомая тебе тема любви?
Каков эмоциональный строй заключительных тактов увертюры-фантазии? Какую мысль этим хотел подчеркнуть Чайковский?
Совпадает ли трактовка основной идеи произведения композитором Чайковским с замыслом драматурга Шекспира, который завершает свою пьесу словами: «Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте»?
Обсуди с одноклассниками, в каких современных музыкальных произведениях раскрывается тема любви.