Учебник для 6 класса

Музыка

       

Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»

        Нет повести печальнее на свете,
        Чем повесть о Ромео и Джульетте...

|У. Шекспир|

Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» — одно из самых знаменитых произведений П. Чайковского. В основу программы этого симфонического сочинения было положено литературное произведение — трагедия гениального английского драматурга эпохи Возрождения Уильяма Шекспира, повествующая о любви, верности и трагической гибели двух юных героев.

О кропотливой работе композитора над созданием увертюры-фантазии говорят три её редакции. Чайковский задумал даже сочинить оперу на сюжет трагедии Шекспира, но написал лишь сцену прощального свидания Ромео и Джульетты, основой которой послужила музыка увертюры-фантазии. После смерти Чайковского композитор С. И. Танеев закончил эту сцену и издал её как дуэт Ромео и Джульетты.

У. Шекспир

 

П. И. Чайковский

Чайковский ясно представлял себе будущую оперу. «Это будет самый мой капитальный труд, — писал он своему брату Модесту Ильичу. — Как я мог до сих пор не видеть, что я как будто предназначен для положения на музыку этой драмы? Ничего нет более подходящего для моего музыкального характера... Есть любовь, любовь и любовь...»

  • Послушай дуэт Ромео и Джульетты. Каким образом композитору удалось подчеркнуть глубину и поэтичность образов двух юных возлюбленных?
  • Спой главную тему дуэта Ромео и Джульетты, подчеркнув её песенный, лирический характер.
  • Выполни задания в творческой тетради на с. 56-57.

дуэт лирические     образы

Познакомимся с образами увертюры-фантазии Чайковского и трагедии Шекспира. В прологе трагедии Шекспира звучат такие строки:

        Две равноуважаемых семьи
        В Вероне, где встречают нас событья,
        Ведут междуусобные бои
        И не хотят унять кровопролитья.
        Друг друга любят дети главарей,
        Но им судьба подстраивает козни.

        И гибель их у гробовых дверей
        Кладёт конец непримиримой розни.
        Их жизнь, любовь, и смерть, и, сверх того,
        Мир их родителей на их могиле
        На два часа составят существо
        Разыгрываемой пред вами были.

Гробница Джульетты

Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» написана Чайковским в сонатной форме и имеет несколько частей — вступление, экспозицию, разработку, репризу и коду.

Открывает увертюру-фантазию тема одного из действующих лиц трагедии.

  • Послушай тему вступления увертюры-фантазии. Портрет какого человека рисует эта музыка? Каков его характер, возраст, настроение, род занятий? Что он делает — погружён в воспоминания, размышляет о чём-то или активно действует?

  • Сколько раз звучит тема этого героя в оркестре? Как изменяется её характер при повторениях? Появляются ли в ней трагические мотивы, интонации скорби, отчаяния?
  • Какие инструменты исполняют эту тему? Звучание какого инструмента оркестра словно расчленяет повторения темы этого действующего лица трагедии?
  • Почему композитор выбирает приём волнообразного развития темы во вступлении? С каким душевным состоянием героя связано такое построение вступления?
  • Спой мелодию темы вступления. Какие черты эгой темы раскрылись перед тобой в процессе её исполнения?

Внимательное вслушивание в первую тему увертюры-фантазии позволяет познакомиться с одним из действующих лиц трагедии Шекспира — монахом, патером Лоренцо, от лица которого Чайковский ведёт дальнейший рассказ о происходящих событиях.

  • Подготавливается ли звучанием оркестра появление нового музыкального образа увертюры-фан 1азии?
  • Спой начальные интонации следующей музыкальной темы.

  • Музыка какого характера может «вырасти» из этих интонаций? Аргумен-тируй своё мнение, обратив внимание на мелодику, ритм, силу звучания, темп, особенности тембровой окраски этой темы.
  • Послушай эту тему в звучании симфонического оркестра. Какой образ создаёт П. Чайковский? Какими выразительными средствами композитор добивается яркости, выпуклости, убедительности музыкального образа? Какие изобразительные элементы он вводит в звучание темы?

После вступления, которое рисует образ патера Лоренцо, следует экспозиция — показ других образов трагедии. И первый из них — это образ борьбы, смертельной схватки, образ вражды и ненависти двух непримиримых родов — Монтекки и Капулетти.

Дом Джульетты в Вероне

  • Послушай музыку увертюры-фантазии дальше. Знакома ли тебе она? Какой образ противостоит образу вражды? Какими контрастными средствами создаёт его композитор?

  • Какие два элемента можно выделить в звучании этой темы?
  • С какой целью П. Чайковский использует многократные повторения этой темы? Почему композитор применяет приём волнообразного развития темы?
  • Определи по нотной записи темы любви те её особенности, которые превращают звучание оркестра в величественный гимн красоте человеческого чувства.

        Богатство чувств чуждается прикрас,
        Лишь внутренняя бедность многословна.
        Любовь моя так страшно разрослась,
        Что мне не охватить и половины.

Растаяли в воздухе звуки чарующей мелодии. Вопросительной интонацией заканчивается первый раздел увертюры. И после короткой паузы... вновь звучит музыка. Патер Лоренцо продолжает свой рассказ — начинается новый раздел симфонического произведения — разработка.

  • Послушай разработку увертюры-фантазии.
  • Интонациями какой уже знакомой темы открывается этот раздел? Какой смысл вкладывает композитор именно в такое начало средней части своего произведения?
  • Проследи по партитуре за развитием интонаций главной темы.

        Хотя любовь их всё непобедимей,
        Они пока ещё разделены.
        Исконная вражда семей меж ними
        Разрыла пропасть страшной глубины.
        В её семье Монтекки ненавидят,
        В глазах родни Ромео не жених.
        Когда и где она его увидит
        И как спасти от ненависти их?

  • Какая знакомая тема вступает в противоборство с темой вражды? Образ какого действующего лица трагедии получает в разработке увертюры-фантазии новое звучание? Как композитор подчёркивает его смысловое значение? Почему тема этого героя вводится Чайковским в самый драмашческий момеж развития действия?
  • Спой тему патера Лоренцо из разработки увертюры-фантазии. Сравни её с темой вступления. Что в ней изменилось? Почему из сосредоточенно-спокойной она превратилась в страстный призыв к примирению?

  • Какой образ набирает силу после звучания темы патера Лоренцо? Какие моменты усиливает Чайковский, вводя в звучание оркестра удары литавр?
  • Какая тема завершает среднюю часть сочинения Чайковского? Она звучит так же, как и в первой части?
  • Появляется ли в разработке тема любви?

        Так надвое нам душу раскололи
        Дух доброты и злого своеволья.
        Однако в тех, где побеждает зло,
        Зияет смерти чёрное дупло.

И вновь в музыке увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта» звучит тема главной партии — тема вражды. Она открывает третий раздел сочинения — репризу.

  • Вслушайся в начало репризы. Проследи за тем, как в этом разделе звучат две темы увертюры-фантазии. Какой из двух основных образов произведения вновь раскрывается перед слушателями?
  • Звучание какой темы в репризе словно вторгается в поток света, радости, счастья, надежды? С какой уже знакомой темой сталкивается в последней схватке тема вражды? Вспомни, в каком разделе увертюры-фантазии эта тема уже появлялась в подобном звучании?

Тревога и напряжение в музыке усиливаются. После удара большого барабана возникает неожиданная пауза. Какой смысл несёт такой изобразительный момент в музыке? Об этом рассказывает слушателям последний раздел увертюры-фантазии — кода (завершение, заключение). Звучат мерные скорбные аккорды оркестра. О чём говорит эта музыка? Это траурный марш, неторопливое скорбное шествие или — заупокойное песнопение?

  • Вслушайся: какая знакомая тебе тема увертюры-фантазии пробивается к свету сквозь неумолимую стену горечи, скорби, тоски?
  • Как изменилась знакомая тебе тема любви?
  • Каков эмоциональный строй заключительных тактов увертюры-фантазии? Какую мысль этим хотел подчеркнуть Чайковский?
  • Совпадает ли трактовка основной идеи произведения композитором Чайковским с замыслом драматурга Шекспира, который завершает свою пьесу словами: «Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте»?
  • Обсуди с одноклассниками, в каких современных музыкальных произведениях раскрывается тема любви.

сонатная форма     контраст образов

Рейтинг@Mail.ru