Литература
7 класс

О летописном источнике «Песни о вещем Олеге»

Многие поэты и прозаики обращались к прошлому и находили в нем немало увлекательных преданий и легенд, на основе которых создавали свои произведения. Особенно интересный материал давали древнерусские летописи. Прочитаем историю об Олеге в летописи.

«Сказание о смерти Олега от коня»

И живяше Олегъ миръ имЬа ко всЬм странамъ, княжа в КиевЬ. И приспЬ осень, и помяну Олегъ конь свой, иже бЬ поставил кормити и не вседати на нь1. БЬ бо въпрашал волъхвовъ и кудесникъ: «От чего ми есть умрети?» И рече ему кудесник один: «Княже! Конь, его же любиши и Ьздиши на нем, от того ти умрети». Олегъ же приим въ умЬ2, си рЬче: «Николи же всяду на нь, ни вижю его боле того». И повели кормити й не водити его к нему, и пребы нЬколико лЬт не видЬ его, дондеже3 на грекы иде. И пришедшу ему Кыеву и пребывьшю 4 лЬта, на пятое лЬто помяну конь, от него же бяхуть рекли волсви умрети. И призва старейшину конюхом, рече: «Кде есть конь мъй, его же бЬхъ поставил кормити и блюсти его?» Он же рече: «Умерлъ есть». Олег же посмЬася и укори кудесника, река: «То ти неправо глаголють волъсви, но все то льжа есть: конь умерлъ есть, а я живъ». И повелЬ оседлати конь: «А то вижю кости его». И прииде на мЬсто, идьже бЬша лежаще кости его голы и лобъ голъ, и ссЬде с коня, и посмейся рече: «Отъ сего ли лба смьрть было взяти мнЬ?» И въступи ногою на лобъ; и выникнувши змиа изо лба, и уклюну в ногу. И с того разболЬся и умре. И плакашася людие вси плачем великим, и несоша и погребоша его на горЬ, еже глаголеться Щековица; есть же могила его и до сего дни, словеть могыла Ольгова. И бысть всЬх лЬт княжениа его 33.

* * *

Известный литературовед-пушкинист Сергей Михайлович Бонди пишет, что «Песнь о вещем Олеге» А. С. Пушкина — это пересказ сохранившейся в летописи легенды о смерти киевского князя Олега (X век), предсказанной ему волхвом (жрецом славянского бога Перуна4). Олег в летописях прославляется как мудрый («вещий») князь и победитель врагов Киевского княжества, не только хазар — кочевого племени, нападавшего на русские владения, — но и Византийской империи. По летописному преданию, Олег овладел столицей империи Константинополем (русские называли его Царьград) и, уйдя оттуда, в знак победы прибил на воротах города свой щит. После смерти Олега княжить в Киеве стал князь Игорь, а после него — его жена княгиня Ольга.

В словах волхва — «вдохновенного кудесника» — Пушкин, несомненно, выражает и свое собственное отношение к преследующему его «могучему владыке», царю, и декларирует независимость, правдивость подлинной поэзии: «Волхвы не боятся могучих владык, А княжеский дар им не нужен; Правдив и свободен их вещий язык И с волей небесною дружен».


1 ...на нь — на него.
2...прайм въ умЪ — подумал про себя, запомнил.
3 Донде. дондеже — пока, пока не; когда, как только, как.
4 Перун — бог грома и молнии у древних славян.

 

 

Рейтинг@Mail.ru