Литература
7 класс

Песнь о вещем Олеге

      Как ныне сбирается вещий Олег
      Отмстить неразумным хозарам1,
      Их села и нивы за буйный набег
      Обрек он мечам и пожарам;
      С дружиной своей, в цареградской броне2,
      Князь по полю едет на верном коне.

      Из темного леса навстречу ему
      Идет вдохновенный кудесник,
      Покорный Перуну старик одному,
      Заветов грядущего вестник,
      В мольбах и гаданьях проведший весь век.
      И к мудрому старцу подъехал Олег.

      «Скажи мне, кудесник, любимец богов,
      Что сбудется в жизни со мною?
      И скоро ль, на радость соседей-врагов,
      Могильной засыплюсь землею?
      Открой мне всю правду, не бойся меня:
      В награду любого возьмешь ты коня».

Песнь о Вещем Олеге

«Песнь о Вещем Олеге». Худ. В. Васнецов

      «Волхвы не боятся могучих владык,
      А княжеский дар им не нужен;
      Правдив и свободен их вещий язык
      И с волей небесною дружен.
      Грядущие годы таятся во мгле;
      Но вижу твой жребий на светлом челе.

      Запомни нее ныне ты слово мое:
      Воителю слава — отрада;
      Победой прославлено имя твое;
      Твой щит на вратах Цареграда;
      И волны и суша покорны тебе;
      Завидует недруг столь дивной судьбе.

      И синего моря обманчивый вал
      В часы роковой непогоды,
      И пращ, и стрела, и лукавый кинжал
      Щадят победителя годы...
      Под грозной броней ты не ведаешь ран;
      Незримый хранитель могущему дан.

      Твой конь не боится опасных трудов;
      Он, чуя господскую волю,
      То смирный стоит под стрелами врагов,
      То мчится по бранному3 полю.
      И холод и сеча4 ему ничего...
      Но примешь ты смерть от коня своего».

      Олег усмехнулся — однако чело
      И взор омрачилися думой.
      В молчаньи, рукой опершись на седло,
      С коня он слезает, угрюмый;
      И верного друга прощальной рукой
      И гладит и треплет по шее крутой.

      «Прощай, мой товарищ, мой верный слуга,
      Расстаться настало нам время;
      Теперь отдыхай! уж не ступит нога
      В твое позлащенное стремя.
      Прощай, утешайся — да помни меня.
      Вы, отроки5-други, возьмите коня,

      Покройте попоной, мохнатым ковром,
      В мой луг под уздцы отведите;
      Купайте; кормите отборным зерном;
      Водой ключевою поите».
      И отроки тотчас с конем отошли,
      А князю другого коня подвели.

      Пирует с дружиною вещий Олег
      При звоне веселом стакана.
      И кудри их белы, как утренний снег
      Над славной главою кургана...
      Они поминают минувшие дни
      И битвы, где вместе рубились они...

      «А где мой товарищ?— промолвил Олег, —
      Скажите, где конь мой ретивый?
      Здоров ли? все так же ль легок его бег?
      Все тот же ль он бурный, игривый?»
      И внемлет ответу: на холме крутом
      Давно уж почил непробудным он сном.

      Могучий Олег головою поник
      И думает: «Что нее гаданье?
      Кудесник, ты лживый, безумный старик!
      Презреть бы твое предсказанье!
      Мой конь и доныне носил бы меня».
      И хочет увидеть он кости коня.

      Вот едет могучий Олег со двора,
      С ним Игорь и старые гости,
      И видят — на холме, у брега Днепра,
      Лежат благородные кости;
      Их моют дожди, засыпает их пыль,
      И ветер волнует над ними ковыль.

      Князь тихо на череп коня наступил
      И молвил: «Спи, друг одинокой!
      Твой старый хозяин тебя пережил:
      На тризне6, уже недалекой,
      Не ты под секирой7 ковыль обагришь
      И жаркою кровью мой прах напоишь!

      Так вот где таилась погибель моя!
      Мне смертию кость угрожала!»
      Из мертвой главы гробовая змия
      Шипя между тем выползала;
      Как черная лента, вкруг ног обвилась,
      И вскрикнул внезапно ужаленный князь.

      Ковши круговые, заленясь, шипят
      На тризне плачевной Олега;
      Князь Игорь и Ольга на холме сидят;
      Дружина пирует у брега;
      Бойцы поминают минувшие дни
      И битвы, где вместе рубились они.

Вопросы и задания

  1. Подготовьте развернутый ответ на вопросы: что поведал кудесник о жизни князя? Сравните тексты баллады и летописи. В чем вы видите разницу и что в них общего?
  2. Как раскрываются отношения «могучего владыки» и «мудрого старца» в их диалоге? Что вы можете сказать о каждом из них и кто кажется вам привлекательнее? На чьей стороне автор?
  3. Литературоведы считают, что словами волхва Пушкин провозгласил независимость поэзии и духовную свободу поэта от мирской власти царей... Согласны ли вы с этим суждением?
  4. Читателю всегда интересно отношение автора к своим произведениям. Так, в письме к А. Бестужеву А. С. Пушкин пишет: «Тебе, кажется, „Олег„ не нравится; напрасно. Товарищеская любовь старого князя к своему коню и заботливость о его судьбе есть черта трогательного простодушия, да и происшествие само по себе в своей простоте имеет много поэтического».

    Как бы вы оценили в собственном отзыве «Песнь о вещем Олеге» Пушкина?

  5. Во многих случаях Пушкин обыгрывает прощание с конем драматургически (как в пьесе, в фильме), указывая на жесты, позу, поведение, состояние, настроение. Приведите примеры. Как это отражено в иллюстрациях В. Васнецова?

    Какие еще литературные приемы делают балладу рассказом о старине живым и эмоциональным, торжественным и проникновенным?

Развивайте дар слова

  1. Подумайте, с какой целью в балладе используются устаревшие слова (тризна, чело, секира и др.) и как можно объяснить появление не соответствующих седой старине слов «обманчивый вал», «дивная судьба», «незримый хранитель» и пр.
  2. Объясните слово «вещий». К кому в большей степени, по вашему мнению, оно относится (к князю или к кудеснику)?
  3. Известно, что в черновом варианте были слова «престарелый кудесник», в окончательном — «вдохновенный кудесник». Что меняется в представлении о характере героя с заменой одного слова?
  4. Большое место в балладе отводится прощанию князя с конем, воспоминаниям о нем. И здесь замечаем поиск поэтом нужного слова. В первоначальном тексте читаем: «Он по полю едет на смирном коне», в окончательной редакции: «Князь по полю едет па верном коне». Что достигается заменой слова?

Обогащайте свою речь

  1. Вы прочитали летопись и пушкинский текст «Песни о вещем Олеге». Какой из этих текстов лучше пересказать, какой — инсценировать или прочитать по ролям? Какие произведения изобразительного искусства предпочтительнее для каждого из текстов (иллюстрации, памятники, портреты героев)?
  2. Подготовьте балладу к выразительному чтению в классе, передайте при чтении собственное отношение к событиям и героям.
  3. Рассмотрите иллюстрацию. Так ли вы представляли себе героев? Если бы вам предложили подготовить памятник литературному герою, кому бы вы его поставили — князю или кудеснику? Как бы он выглядел (из чего сделан, где поставлен)? Подготовьте сценарий диафильма на основе текста «Песни о вещем Олеге» с помощью иллюстраций к ней.

1 Хозары (или хазары) — народ, живший некогда в южнорусских степях и нападавший на Древнюю Русь.
2. Броня — одежда из металлических пластинок или колец; защищала воина от удара меча, копья.
3 Вранное поле (или поле брани) — поле битвы.
4 Сеча — сражение.
5 Отроки — здесь: молодые слуги князя.
6 Тризна — похоронный обряд у древних славян.
7 Секира — боевой топорик с длинной рукоятью.

 

 

Рейтинг@Mail.ru