Изобразительное искусство

Учебник для 5 класса (Украина)

Предыдущая страница Изобразительное искусство Следующая страница

§ 16. Виды живописи

Мы уже знаем, что живописью называется рисунок цветными красками на стене, бумаге, полотне и других плоскостях. Он наполнен пространством, глубиной, как в реальной жизни. Создается впечатление, что там действуют живые люди, двигаются животные, растут деревья и цветы, хотя на самом деле это лишь цветные краски на плоскости. Благодаря мастерству художника живопись может отобразить мир человеческих чувств, характеров и отношений, наблюдение за природой и смелые фантазии. Словом, живопись имеет широкие возможности для передачи реальной жизни, окружающего мира и чувств человека. Поэтому она является популярнейшим видом искусства, имеющим много почитателей.

Живопись разделяют на монументальную, станковую и театрально-декорационную. Первой появилась монументальная живопись. Это были росписи на стенах и потолках пещер, сделанные первобытными художниками. В Древнем Египте, Римской империи монументальные росписи украшали храмы, дворцы царей, вельмож. В эпоху Средневековья в Византии, странах Западной Европы храмы украшали мозаиками (рисунок состоял из закрепленных на поверхности разноцветных кусочков стекла, мрамора, камешков) и фресками (живопись красками по сырой штукатурке). Эти традиции развивались в Киевской Руси. Мозаики и фрески того времени мы можем увидеть в Софии Киевской. Они были и в Михайловском Златоверхом соборе. В готических соборах Западной Европы появляется еще одна разновидность монументальной живописи - витраж. Это изображения из кусочков цветного стекла, скрепленных между собой. Со временем в монументальной живописи начали использовать и масляные краски.

Станковая живопись возникла не одновременно в разных странах в XV-XVI вв. Название «станковая» происходит от слова «станок» (устройство, за которым работал художник). В отличие от монументальных произведений, которые неотъемлемы от стены или части здания, станковые живописные картины могут менять свое местонахождение, их можно переносить с места на место. Сначала картины писали темперой (это краска, замешанная на клее или яичном желтке) или энкаустикой (краска с воском) на подготовленных для этого досках. Но истинного расцвета этот вид искусства достиг, когда возникла техника работы масляными красками на холсте. Они позволяли работать над картиной продолжительное время. Именно в этой технике выполнено подавляющее большинство шедевров мирового искусства.

И. Репин. Запорожцы пишут письмо турецкому султану

Микеланджело Буонарроти. Фрагмент росписи Сикстинской капеллы в Ватикане

Суд Осириса. Иллюстрация в древнеегипетском папирусе

Фрагмент витража в Шартрском соборе (Франция)

Ф. Нирод. Эскиз декорации к опере Г. Майбороды «Ярослав Мудрый»

Когда возник народный театр, художниками в нем были сами исполнители. Театрально-декорационная живопись появилась позднее. Изобразительное искусство пришло в театр в XV-XVI вв. для изображения места действия средствами живописи, и появилась новая специальность художник-декоратор.

Оранта. Мозаика в Софийском соборе в Киеве

Художники в современном театре не только рисуют огромные картины-декорации, но и создают эскизы костюмов, макеты декораций, продумывают освещение сцены на протяжении всего спектакля.

  • Какие различия и что общего между монументальной, станковой и театрально-декорационной живописью?
  • Вспомните произведения монументальной живописи (витраж, мозаика, фреска), которые вы видели в своем городе, во время экскурсии. Чем они вам запомнились?

    Создайте имитацию мозаичного панно.

    Инструменты и материалы: сырой картофель, акварельные краски, бумага.

    План работы:

    • Сделайте штамп из разрезанного картофеля, как показано на рисунке.
    • Таких штампов может быть несколько разной формы.
    • На бумаге карандашом наметьте будущее изображение.
    • Макая штамп в краски разных цветов и оттенков, создайте имитацию мозаичного панно, повторяя очертания карандашного эскиза.

    Вместе с родителями наклейте на бархатную бумагу бусинки или маленькие пуговки. Сделайте из этих материалов имитацию мозаики.

    Кричевский Федор Григорьевич (1879-1947) - известный украинский живописец. С детства увлекался народным бытом, искусством и историей Украины. Учился в Москве и Санкт-Петербурге (в Академии художеств), путешествовал по Западной Европе, некоторое время жил в Италии, но все свое творчество посвятил родной земле. Известнейшие картины мастера - «Три поколения», «Невеста», триптих «Жизнь», «Автопортрет в белом кожухе», «Мечтающая Катерина». Кричевский - выдающийся художник-педагог, один из основателей Киевского художественного института (сейчас - Украинская академия искусства и архитектуры).

    Ф. Кричевский. Автопортрет в белом кожухе

    Этапы работы над эскизом мозаики

    1. Cначала из картофеля вырежьте штампы разной формы (или попросите взрослых помочь вам в этом).
    2. Разведите краски разного цвета, подготовьте их к работе.
    3. На бумаге наметьте контуры эскиза мозаики.
    4. Оттисками от штампов разной формы начните заполнять эти очертания.
    5. Участки бумаги, оставшиеся за пределами контура, будут служить фоном. Заполните их оттисками другого цвета.

    Штампы

    Готовая мозаика

  • Рейтинг@Mail.ru