Изобразительное искусство

Учебник для 5 класса (Украина)

Предыдущая страница Изобразительное искусство Следующая страница

§ 17. Цветовой спектр

Чтобы понять основные принципы живописи, попробуем сами что-то нарисовать. Ведь живопись развивает ощущение цвета, глаз начинает замечать тонкие оттенки. Наблюдение с кистью в руках будто отворяет нам двери в волшебный мир природы, окружающей среды, привлекает наше внимание к маленьким подробностям, красивым деталям, которые мы, возможно, никогда и не заметили бы, если бы не было живописи.

Цвет - главное средство выразительности в живописи. Это главный признак, который отличает живопись от рисунка. Тон и тональные соотношения также имеются в живописной работе. Все те принципы светотени, освещенности, которые мы применяем в черно-белом рисунке, очень важны и в живописи. Но все же главное место в ней принадлежит цвету. Он придает живописной работе полнокровность и выразительность, которые недосягаемы в других видах искусства.

Едва начав наблюдать за природой, мы заметим, что цвета контрастируют между собой не только потому, что они темные и светлые. Красные ягоды на фоне зеленой листвы выглядят особенно яркими, а желтая осенняя листва на фоне синего неба светится, как лучи солнца: между этими цветами возникает цветовой контраст.

Рассмотрим цветовой спектр. Мы сразу же замечаем: теплые и холодные цвета в цветовом круге будто противостоят друг другу. Такое противостояние наблюдается и между отдельными цветами. Так, противоположный красному – зеленый цвет, оранжевому - синий, фиолетовому - желтый. Эти цвета образуют между собой цветовые контрасты, будто усиливая друг друга.

Противоположные цвета

Цветовой спектр

Цвета, которые составляют цветовой спектр, называют хроматическими.

А откуда берутся новые оттенки? Понять нетрудно: они являются результатом смешивания соседних цветов. Например, так получается пурпурный (красно-фиолетовый), желто-зеленый, сине-зеленый, желто-оранжевый и т.д.

Легко заметить, что в цветовом кругу нет ни белого, ни черного, ни серого цветов. Они имеют «особое положение» и называются ахроматическими (не имеющими оттенка, бесцветными). На самом деле в цветовом кругу они присутствуют, но неявно. Так, получить черный цвет можно, смешав любые два цвета, расположенных в кругу диаметрально противоположно. Такие цвета (дающие при смешивании ахроматический цвет) назыв-ют дополнительными друг к другу. А как же белый цвет? А белый - это отсутствие любого цвета, другими словами, цвет с нулевой насыщенностью. Соответственно серый цвет - это ненасыщенный черный.

Натюрморт, выполненный в холодной цветовой гамме

Натюрморт, выполненный в теплой цветовой гамме

Кисть калины, цветовой контраст между зеленым и красным цветами

Ученическая работа. Натюрморт (акварель)

Гармонично объединять можно и родственные оттенки. Они дают возможность подчеркнуть контуры изображения, расставить акценты.

Кстати, черный, белый и серый цвета гармонируют с любыми оттенками. Благодаря своей нейтральности они позволяют по контрасту выделить нужные детали. Однако важно помнить, что глаз воспринимает всю картину в комплексе, поэтому на черном фоне другие цвета будут казаться светлее, а на белом фоне, наоборот, темнее (и чем больше площадь таких контрастных деталей, тем сильнее будет ощущение, что они стали светлее или темнее соответственно). Серый цвет с точки зрения контраста немного сложнее. Если использовать его на каком-то фоне, он приобретает оттенок дополнительного цвета к нему, то есть на желтом фоне серый будет казаться немного фиолетовым, на красном - зеленоватым.

На внешней стороне круга находятся хроматические цвета, посредине – цвета с уменьшенной насыщенностью, а внутри – ахроматические цвета

  1. Что является главным средством выразительности в живописи?
  2. Принадлежат ли черный, белый и серый цвета к цветовому спектру?
  3. Где в вашем окружении вы заметили цветовые контрасты? Приведите примеры.

Нарисуйте натюрморт в теплой или холодной цветовой гамме. Инструменты и материалы: лист бумаги, гуашевые или акварельные краски, карандаш, резинка, кисти. План работы:

  • На листе бумаги скомпонуйте изображение.
  • Сравните пропорции разных частей изображения.
  • Подготовьте рисунок к дальнейшей работе: сотрите все вспомогател-ные линии, которые вы использовали для построения, лишние линии.
  • На палитре рядом подберите цвет, соответствующий цвету, например, фона. Начать работу красками лучше с тех цветов, которые для вас наиболее понятны.
  • Сравните и попробуйте воссоздать отличие оттенков разных частей натюрморта.
  • Рассмотрите, как меняется оттенок цвета в тени и на освещенной п-верхности.
  • Рассмотрите, где возникает самый большой контраст.

    1. Натюрморт в холодной цветовой гамме. Желтоватые орешки выполняют роль цветового контраста.
    2. Натюрморт в теплой цветовой гамме. Цветовой контраст – гроздь фиолетового винограда.
    3. Арбуз – цветовой контраст между зеленым и красным цветами. Нейтральная цветовая гамма.

Рейтинг@Mail.ru