История России
учебник для 9 класса

       

§ 55. Геополитическое положение и внешняя политика России

Новое место России в мире

С распадом СССР положение и роль России в мире изменились. Прежде всего изменился мир: окончилась «холодная война», ушла в прошлое мировая система социализма, достоянием истории стало противоборство двух сверхдержав — СССР и США.

Россия унаследовала место СССР в международных организациях. Наша страна осталась второй по размерам ракетно-ядерного потенциала мировой державой. Однако её военные возможности сократились.

Распалась единая система противоракетной обороны, перестал существовать единый военно-промышленный комплекс, военно-морской флот лишился баз в Эстонии, Латвии, Литве, на Украине, в Грузии, Азербайджане. Россия осталась без традиционных союзников как в Восточной Европе, так и в Азии, Африке, Латинской Америке. Нехватка средств заставила сократить численность вооружённых сил в первую очередь на западном направлении.

К середине 80-х гг. соотношение обычных видов вооружений между СССР и НАТО в Европе было 3:1 в пользу СССР. К середине 90-х гг. стало 1:3, а после вступления в НАТО Польши, Венгрии и Чехии — 1:4 в пользу НАТО. К концу 90-х гг. только европейские страны НАТО превосходили Россию по военным расходам в 20 раз.

Ситуацию осложняло и разрастание военных конфликтов вблизи границ со странами СНГ, которые в 90-е гг. были фактически открытыми.

России предстояло найти внешнеполитическую концепцию, отвечавшую её национальным интересам.

Россия и Запад

У российского руководства в начале 90-х гг. не было чёткого представления о сущности национальных интересов страны.

Поначалу цели внешней политики страны определялись представлениями о том, что в первую очередь необходимо обеспечить международную финансово-политическую помощь реформам в России со стороны Запада. Руководство страны взяло курс на установление союзнических отношений с США и развитыми европейскими странами. Президент Ельцин в начале 1992 г. объявил, что ядерные ракеты России больше не нацелены на объекты в США и других странах НАТО. Была подписана декларация о прекращении состояния «холодной войны»: «Россия и Соединённые Штаты не рассматривают друг друга в качестве потенциальных противников», их отношения «характеризуются отныне дружбой и партнёрством, основанными на взаимном доверии, уважении и общей приверженности демократии и экономической свободе».

В январе 1993 г. был заключён Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2). К 2003 г. ракетно-ядерные потенциалы двух стран должны были сократиться на 66%. Россия присоединилась к Конвенции о запрещении химического оружия. Досрочно были выведены российские войска из Германии. Летом 1994 г. Россия присоединилась к программе НАТО «Партнёрство во имя мира», которая предполагала возможность военного сотрудничества.

«Большая семёрка», объединяющая ведущие западные страны, во второй половине 90-х гг. расширилась до «восьмёрки» — в неё была принята Россия. Серия неформальных встреч «без галстуков» Президента России с лидерами ведущих мировых стран также способствовала нормализации международной обстановки.

Однако политика, построенная на уступчивости, готовности к компромиссам, подчас воспринималась на Западе, да и в самой России, как признак слабости. Российского министра иностранных дел А. В. Козырева за неизменное согласие с условиями американских партнёров прозвали «господином «Да» (в противоположность министру иностранных дел СССР А. А. Громыко, получившему за чрезмерную неуступчивость прозвище «господин «Нет»). Лидеры западных стран не собирались поступаться своими интересами ради дружбы с Россией, где это поняли далеко не сразу.

К 1996 г. внешнеполитическая линия страны претерпела заметные изменения. Российское руководство заявило о приверженности идее многополярного мира — мира, в котором безопасность строится не на силе, а на праве и ни одна страна не может претендовать на роль единоличного лидера.

Переломным в развитии отношений России и Запада событием стал Балканский кризис 1999 г.

  • Из курса Новейшей истории вспомните о причинах и истории Балканского кризиса, роли России в его разрешении.

Отчуждение между Россией и странами Запада усилилось, когда некоторые международные организации попытались выступить посредниками в урегулировании чеченской проблемы. Их действия напоминали о Балканском кризисе и роли, которую сыграли США и НАТО в Косове.

Из послания Президента Российской Федерации
Б. Н. Ельцина Федеральному Собранию. 1999 г.

Интересам международной стабильности и устойчивого развития отвечало бы геополитическое переустройство мира на путях утверждения принципа многополярности. Его основы уже заложены... Внешняя политика обязана быть государственной, отвечать интересам России...

Югославский кризис ещё раз показал обоснованность нашего последовательного неприятия расширения НАТО на Восток. Неприемлемы и попытки НАТО подменить собой ООН, ОБСЕ и навязать силовые решения в Европе и за её пределами. От того, как скоро НАТО осознает пагубность силового выбора, сделанного в отношении независимой, никому не угрожающей Югославии, зависит «размораживание» наших отношений с альянсом. С НАТО-агрессором нам не по дороге...

Какой принцип внешней политики был заявлен Президентом в качестве главного? В чём причины возникшего в 1999 г. отчуждения между Россией и Западом?

Вновь возникла потребность в уточнении внешнеполитического курса России.

Россия и Восток

В первой половине 90-х гг. отношения со странами Востока были второстепенным направлением внешней политики России. По мнению министра иностранных дел А. В. Козырева, «выпячивание восточного направления нашей политики... превращает евразийство в азиатчину...».

События последующих лет показали, что подход, основанный на недооценке восточного направления российской внешней политики, ошибочен.

С 1996 г., когда министрами иностранных дел были Е. М. Примаков и И. С. Иванов, отношения России со странами Азии, Африки, Латинской Америки активизировались. Состоялись переговоры на уровне глав государств и правительств с руководителями Японии, Китая, Индии, Южной Кореи, стран Юго-Восточной Азии и Персидского залива.

Одним из крупнейших торговых партнёров России стал динамично развивающийся Китай. Активно развивалось сотрудничество с Вьетнамом в добыче нефти, с Ираном в сооружении ряда крупных объектов, в том числе атомной электростанции.

Роль России заметно усилилась после её принятия в 1998 г. в Международную организацию стран Азиатско-Тихоокеанского бассейна. Членство в этой влиятельной организации не только дало нашей стране значительные преимущества в торговле, но и усилило её политические позиции.

В дни Балканского кризиса руководители России и Китая выступили с заявлением о необходимости наладить стратегическое партнёрство, обеспечить многополярность современного мира.

Россия — СНГ

Перед лидерами и народами новых независимых государств, возникших после распада СССР, стояла исторической важности задача — не допустить, чтобы территориальные и политические противоречия переросли в вооружённые конфликты. Так произошло в Югославии: распад государства привёл здесь к кровопролитной гражданской войне.

Руководство России сумело избежать двух опасных крайностей — попыток силой восстановить союзное государство и полного отказа от участия в решении проблем, возникших на постсоветском пространстве — так называют страны Содружества Независимых Государств (СНГ).

С помощью российских войск были погашены очаги военных конфликтов в Таджикистане, Абхазии, Южной Осетии, Нагорном Карабахе, Приднестровье.

Только за первые 5 лет существования СНГ его участники приняли более 800 совместных решений, среди которых Договор об экономическом союзе (1993), Соглашение о межгосударственном экономическом комитете (1993), Договор о коллективной безопасности (1992—1994).

Однако Содружества в том виде, как это предполагалось в декабре 1991 г., создать не удалось. Большинство программ и планов остались нереализованными. Объёмы торговли внутри СНГ неуклонно сокращались. Нарастали новые противоречия, и они охватили все области сотрудничества — экономическую, политическую, юридическую, информационную. Свою роль сыграл и внешний фактор: не все страны мирового сообщества были готовы мириться с воссозданием на новой основе единого мощного государственного образования или союза государств.

Проблемы, которые не удавалось решить всем вместе, отдельные страны СНГ пытались решить на двусторонней и региональной основе. В 1998 г. образовался политический союз Украины, Грузии, Азербайджана, Узбекистана, Молдавии (ГУУАМ). Оформился Таможенный союз России, Белоруссии, Казахстана и Киргизии. В 1997 г. был подписан договор России и Белоруссии о создании единого союзного государства.

Результаты внешней политики страны в 90-е гг.

Внешняя политика России в 90-е гг. имела противоречивый характер. Были серьёзные достижения. Снизился уровень военного противостояния со странами Запада. Стала менее острой угроза мировой ракетно-ядерной войны. Россия, преодолев прежнюю изолированность от западных стран, включилась в деятельность ведущих международных организаций. Во второй половине 90-х гг. активизировалось восточное направление российской внешней политики. Наша страна заняла центральное место в СНГ.

Выявились новые опасности и проблемы. Ведущие страны Запада, заявляя о союзнических отношениях с Россией, в меньшей, чем в прежние годы, степени учитывали её позицию и интересы. Так, в частности, было при принятии решений о расширении НАТО на Восток и включении в повестку дня вопроса о приёме в эту военную организацию некоторых бывших советских республик.

Усилилось отставание России от стран Запада и Японии в научно-техническом отношении.

Все это требовало постоянной корректировки внешнеполитического курса, выработки новой концепции, определяющей место России в мире, её национальные интересы.

Расширяем словарный запас

Концепция внешней политики — система взглядов на место и роль страны в мире и вытекающие из этого задачи на международной арене.

Вопросы для самопроверки

  1. Какие приоритеты во внешней политике страны вы можете выделить в начале 90-х гг.? Чем объясняется их выбор руководством России?
  2. Определите основные направления внешней политики страны в 90-е гг. Какие из них вы считаете наиболее важными? Почему?
  3. Какие нерешённые проблемы в отношении стран СНГ существовали у России в конце 90-х гг.?
  4. В чём вы видите наиболее значимые результаты российской внешней политики в 90-е гг.?
  5. Какие проблемы не удалось решить России на международной арене в 90-е гг.? Почему?
  6. В 90-е гг. в международный дипломатический язык вошли новые понятия и термины, отразившие в том числе и новое положение России в мире. Например: многополюсный мир, встречи «без галстуков», «восьмёрка». Продолжите этот перечень. Дайте определения новым терминам. У вас получится своего рода «Краткий толковый словарь новых дипломатических терминов».
  7. Утверждают, что внешняя политика есть продолжение внутренней политики, осуществляемой при помощи других средств. В какой мере внутриполитические интересы России отразились на её внешней политике в 90-е гг.? Выскажите своё мнение. Обсудите его в классе.

Рейтинг@Mail.ru