Загрузка...

Самоучитель игры на шестиструнной гитаре

Лад. Тональность

Музыкальные звуки, образующие какую-либо мелодию, находятся в определенной взаимосвязи. Вспомните, например, песню «Коровушка» и ответьте на вопрос: какой звук песни кажется самым главным и устойчивым? Чтобы найти правильный ответ, попробуйте прерывать мелодию на любом звуке. Ощущение законченности, завершенности будет связано только с окончанием мелодии на звуке ля. Звук, являющийся в пределах целого произведения или его частей наиболее устойчивым, называется тоникой. (Найдите самостоятельно тонику в выученных произведениях.)

Все звуки мелодии в большей или меньшей степени подчиняются тонике, зависят от нее. Система организации звуков вокруг тоники называется ладом*.

В европейской профессиональной музыке используются два основных лада — мажор и минор. Чтобы лучше понять разницу между ними, сыграйте песню «Коровушка» сначала так, как она записана (пример а), а затем следующим образом (б):

Проделайте такой же опыт с песней «Как пошли наши подружки», сыграв ее сначала так, как она представлена в примере ранее, а затем так:

Столь ощутимая разница в звучании вызвана тем, что в первом случае минорная мелодия преобразовывалась в мажорную, во втором — наоборот. Такое контрастное сопоставление позволяет почувствовать характер мажора и минора.

Мажорный или минорный лад, имеющий конкретную высоту, определяемую положением его тоники, называется тональностью. Например, песня «Коровушка» написана в тональности ля минор, «Как пошли наши подружки» — в тональности соль мажор.

Если расположить все звуки какой-либо тональности последовательно вверх или вниз — от тоники до его повторения, то получится гамма данной тональности.

Мажорная и минорная гаммы представляют собой последовательность определенным образом чередующихся тонов и полутонов. Мажорная гамма строится следующим образом (римскими цифрами обозначены ступени, зачернены неустойчивые ступени, не зачернены устойчивые):

Тоника (I ступень) и остальные устои (III и V ступени), взятые последовательно или од- новременно, аккордом, образуют тоническое трезвучие:

Минорный лад, в отличие от мажорного, имеет несколько разновидностей.

Наличие разновидностей минора связано с тем, что в натуральном миноре самая неустойчивая ступень — VII — отстоит от тоники на один тон и тем самым ослабляет свою направленность к тонике.

Для обострения тяготения VII ступень повышается на полтона (гармонический минор). Вследствие этого увеличивается расстояние между VI и VII ступенями (полтора тона).

Чтобы восстановить нарушенную плавность мелодического движения, одновременно с VII повышается и VI ступень (мелодический минор). Гармонический и мелодический минор используются преимущественно в профессиональной музыке, натуральный — в народной. При нисходящем движении в мелодическом миноре повышенные VI и VII ступени понижаются на нолтона.

Сопоставление мажора и минора показывает, что они отличаются друг от друга в основном III ступенью: в мажоре она отстоит от тоники на два тона, в миноре — на полтора. Для распознания мажора или минора достаточно одного тонического трезвучия:

Найдя тонику и определив ладовое наклонение, можно узнать тональность музыкального произведения.После усвоения теоретического материала сыграйте все помещенные в этом разделе гаммы и трезвучия.


* Не путайте его с ладом — расстоянием между двумя соседними перегородками на грифе гитары.

 

Рейтинг@Mail.ru