|
|
Самоучитель игры на шестиструнной гитареЛад. ТональностьМузыкальные звуки, образующие какую-либо
мелодию, находятся в определенной взаимосвязи.
Вспомните, например, песню «Коровушка» и
ответьте на вопрос: какой
звук песни кажется самым главным и устойчивым?
Чтобы найти правильный ответ, попробуйте
прерывать мелодию на любом звуке.
Ощущение законченности, завершенности будет
связано только с окончанием мелодии на
звуке ля. Звук, являющийся в пределах целого
произведения или его частей наиболее устойчивым,
называется тоникой. (Найдите самостоятельно
тонику в выученных произведениях.)
Все звуки мелодии в большей или меньшей степени подчиняются тонике, зависят от нее. Система организации звуков вокруг тоники называется ладом*. В европейской профессиональной музыке используются два основных лада — мажор и минор. Чтобы лучше понять разницу между ними, сыграйте песню «Коровушка» сначала так, как она записана (пример а), а затем следующим образом (б):
Проделайте такой же опыт с песней «Как пошли наши подружки», сыграв ее сначала так, как она представлена в примере ранее, а затем так:
Столь ощутимая разница в звучании вызвана тем, что в первом случае минорная мелодия преобразовывалась в мажорную, во втором — наоборот. Такое контрастное сопоставление позволяет почувствовать характер мажора и минора. Мажорный или минорный лад, имеющий конкретную высоту, определяемую положением его тоники, называется тональностью. Например, песня «Коровушка» написана в тональности ля минор, «Как пошли наши подружки» — в тональности соль мажор. Если расположить все звуки какой-либо тональности последовательно вверх или вниз — от тоники до его повторения, то получится гамма данной тональности. Мажорная и минорная гаммы представляют собой последовательность определенным образом чередующихся тонов и полутонов. Мажорная гамма строится следующим образом (римскими цифрами обозначены ступени, зачернены неустойчивые ступени, не зачернены устойчивые):
Тоника (I ступень) и остальные устои (III и V ступени), взятые последовательно или од- новременно, аккордом, образуют тоническое трезвучие:
Минорный лад, в отличие от мажорного, имеет несколько разновидностей. Наличие разновидностей минора связано с тем, что в натуральном миноре самая неустойчивая ступень — VII — отстоит от тоники на один тон и тем самым ослабляет свою направленность к тонике. Для обострения тяготения VII ступень повышается на полтона (гармонический минор). Вследствие этого увеличивается расстояние между VI и VII ступенями (полтора тона). Чтобы восстановить нарушенную плавность
мелодического движения, одновременно с
VII повышается и VI ступень (мелодический
минор). Гармонический и мелодический
минор используются преимущественно в
профессиональной музыке, натуральный — в
народной. При нисходящем движении в
мелодическом миноре повышенные VI и VII ступени
понижаются на нолтона.
Сопоставление мажора и минора показывает, что они отличаются друг от друга в основном III ступенью: в мажоре она отстоит от тоники на два тона, в миноре — на полтора. Для распознания мажора или минора достаточно одного тонического трезвучия:
Найдя тонику и определив ладовое наклонение, можно узнать тональность музыкального произведения.После усвоения теоретического материала сыграйте все помещенные в этом разделе гаммы и трезвучия. * Не путайте его с ладом — расстоянием между двумя соседними перегородками на грифе гитары.
|
|
|