Загрузка...

Самоучитель игры на шестиструнной гитаре

Знаки альтерации

В процессе разучивания пьес по нотам у многих начинающих гитаристов мог возникнуть вопрос: почему записанные подряд звуки мелодических последовательностей в одном случае играются на соседних ладах, в другом — с пропуском лада? Как уже говорилось, все лады на гитаре отстоят друг от друга на полтона. Два полутона образуют один тон.

Из тонов и полутонов и состоят поступенно идущие мелодии. Если расположить подряд звуки основных названий (до, ре, ми, фа, соль, ля, си), то получится следующая картина:

Для того, чтобы получить на данном звукоряде какой-либо иной полутон, кроме диатонических, надо повысить или понизить звук, составляющий с соседним один тон. Эта операция осуществляется с помощью знаков альтерации (происходит от латинского alteratio — изменять). К ним относятся диез — (знак повышения на полтона), бемоль — (знак понижения на полтона), бекар — (знак отмены действия диеза или бемоля). Знаки альтерации выставляются в каждом такте непосредственно перед нотой и точно повторяют ее местоположение на нотном стане. Действие каждого нотного знака (он называется в данной ситуации случайным) распространяется лишь на ту ноту, перед которой он стоит в пределах одного такта или до отмены знака внутри такта. В тех случаях, когда надо распространить действие знака альтерации на все произведение (иначе говоря, избежать выписывания его в каждом такте), знак становится сразу после ключа и повторяется затем в начале каждой строки. Такой знак называется ключевым.

Внимательно просмотрите помещенные ниже мелодии и затем сыграйте их, точно соблюдая все знаки альтерации.

В двух последних произведениях на одном и том же ладу играются разные по написанию звуки — ре-диез и ми-бемоль. Явление, при котором звуки одной и той же высоты записываются поразному, называется энгармонизмом. Выучите украинскую народную песню «Ехал казак»:

Добейтесь выразительности исполнения, хорошего легато, чередуйте пальцы правой руки.

Приступайте к разучиванию «Андантино» Ф. Сора. Играя эту пьесу, постоянно помните про ключевой знак фа-диез. Обратите внимание на II позицию в левой руке. Струны на II ладу прижимаются указательным пальцем, на III ладу — средним и т. д.

В этом произведении впервые встречаются динамические (громкостные) указания. Они конкретизируют характер исполнения, их соблюдение является залогом точного выполнения авторского замысла и выразительной игры. Динамические указания обычно проставляются в начале произведения, и их действие сохраняется до конца либо до появления очередного указания. Они обозначаются условными знаками и итальянскими словами:

— fortissimo — очень громко (фортиссимо)
— forte — громко (форте)
— mezzo forte — умеренно громко (меццо форте)
— mezzo piano — умеренно тихо (меццо пиано)
— piano — тихо (пиано)
— pianissimo — очень тихо (пианиссимо)
— crescendo, cresc. — усиливая звук (крещендо)
— diminuendo, dim. — постепенно затихая (диминуендо)

В следующем упражнении встречается сложный размер — .

Чтобы лучше усвоить его, простучите сначала ритм правой рукой, одновременно левой ровно пульсируя восьмыми. Во время игры не путайте диез и бекар.

Подберите песню «Во саду ли, в огороде» от ноты ре III лад (2) и запишите ее, употребляя, если понадобится, случайные знаки по данному образцу (под нотной строкой помещена запись ритмического рисунка песни и указаны используемые струны и лады):

 

Рейтинг@Mail.ru