Бондарное
дело

Материалы и инструменты для резьбы

Издревле мастера-древоделы, в том числе и бочары, стремились к тому, чтобы выходящие из их рук изделия не только долго и надежно служили людям, но и радовали глаз. Разумеется, никому и в голову не приходило орнаментировать кадку для огурцов или кубел для солонины, которые чаще всего постоянно находятся в сыром, полутемном подвале. Лучшим украшением для них было удобство формы, прочность и надежность. «Красоту наводили» на те бондарные изделия, которые чаще находились в избе на самом виду. Большое внимание уделяли декоративной отделке посуды, подаваемой на стол, особенно в праздничные дни. Жбаны, кружки, ушатики, барильца, солонки и лагуны щедро украшали геометрической и плоскорельефной резьбой, выжиганием и росписью. В искусных руках народного мастера скромное бондарное изделие превращалось в истинное произведение декоративно- прикладного искусства.

Талантливые бочары так же умело владели стамеской и резаком, как стругом и рубанком. Для декоративной отделки бондарных изделий применяют плосковыемчатую и плоскорельефную резьбу. Изготовляя некоторые детали бондарной посуды, например ручки жбанов, широко используют технику прорезной (про- пильной) или ажурной резьбы.

Резьбу выполняют различными резчицкими инструментами: ножом-косяком или резаком, плоскими и полукруглыми стамесками. Многие резчики делают инструменты своими руками из ножовочных полотен, полосок инструментальной стали, прямых стамесок, напильников, обойм шарикоподшипников и т. п. Как сделать нож-косяк, можно прочитать в разделе «Чтобы спорилась работа».

Самые простые полукруглые стамески проще всего изготовить из полосок инструментальной стали или ножовочных полотен, которые, кстати, обычно бывают из инструментальной стали У8, У9, У10, У11, У12.

Инструменты и приспособления для резьбы:
1 — инструменты (а — нож-косяк; б — богородский нож; в — угловая стамеска; г — полукруглая стамеска; д — стамеска-клюкарза; е — плоская стамеска с полукруглым лезвием; ж — двусторонний нож-косяк); 2 — изготовление стамесок (а — полотно и рукоятка стамески; б — сечения полукруглых и угловых стамесок; в — формовка полотна полукруглой стамески); 3 — различные виды державок и один из способов закрепления между ними детали бондарного изделия (клепки)

По профилю сечения полукруглые стамески делятся на три вида: крутые, отлогие и глубокие (церазики). Дело в том, что при одной и той же ширине полотна радиус скругления его может быть разным. Та стамеска, у которой он будет меньше, относится к крутым, а больше — к отлогим. У стамески-церазика, предназначенной для выполнения тонких и глубоких желобчатых порезок, не только маленький радиус скругления, но и очень узкое полотно.

Кроме полукруглых стамесок, следует сделать несколько так называемых уголков — стамесок, у которых полотно имеет в сечении прямой или острый угол. Их можно использовать для вырезания элементов контурной резьбы, которые могут быть включенными в любой орнамент.

На первых порах достаточно иметь хотя бы по одной стамеске каждого вида и размера. В дальнейшем, по мере необходимости, число стамесок постепенно увеличивают. Ножовочные полотна отжигают на огне докрасна, после чего они становятся мягкими. Затем из них вырезают или вырубают заготовки стамесок с хвостовиками на концах.

Чтобы придать полотну стамески желобчатую форму, изготовляют простейшие матрицы и пуансоны. Стальную трубку подходящего размера распиливают вдоль на две равные части, сверлят в двух местах отверстия и прибивают гвоздями к торцу березовой колоды в заранее вырезанное углубление. Такие матрицы делают для каждой стамески.

В качестве пуансона используют стальной цилиндрический стержень. Вместо него можно использовать некоторые инструменты, имеющие цилиндрическую поверхность, скажем, кернер, пробойник, хвостовик сверла, зубило и т. п. Заготовку полотна стамески кладут на матрицу и осторожно вгоняют в нее с помощью массивного молотка пуансон. Полотно стамески постепенно сгибается и приобретает полукруглую желобчатую форму. Заготовки из тонкой стали можно согнуть без матрицы на свинцовой плите.

Лезвия полукруглых стамесок затачивают вчерне под углом 20—25° и закаляют. Раскаленное докрасна полотно плавно и строго вертикально опускают в воду или машинное масло. Обычно после закалки сталь становится довольно хрупкой, поэтому ее отпускают, то есть нагревают на открытом огне до появления желто- соломенного цвета побежалости.

Готовое полотно насаживают на рукоятку, выточенную из березы, бука, клена. Хотя рукоятки из твердой древесины прочные, многие мастера предпочитают делать их из мягкой древесины липы: она меньше набивает руку. Насаженную на рукоятку стамеску затачивают окончательно, правят на оселке, а затем на кожаном ремне или липовой доске, на которую наносят хромовую пасту ГОИ. Наиболее простую хромовую пасту можно составить из 12 частей воска или парафина, 3 частей керосина, 5 частей жира (например, свиного). Все компоненты расплавляют на так называемой водной бане, т. е. в посуде, опущенной в кипящую воду.

Правочная липовая доска должна иметь желобки, соответствующие размерам имеющихся в наличии стамесок. Кстати, их прорезают теми же стамесками, которые собираются править. Перед правкой каждый желобок натирают хромовой пастой. Оселки и правочная доска должны быть постоянно под рукой, поскольку инструменты при выполнении любой резьбы необходимо править постоянно, так как они должны резать, а не рвать древесину.

Резьбу можно выполнять как на готовых бондарных изделиях, так и на отдельных деталях. Украшаемую посуду либо держат на коленях, либо зажимают в кресле, используемом для крепления остова при нарезании уторов. Если резьбу на готовой посуде выполнять не очень удобно, то на нее переводят рисунок, нумеруют клепки и разбирают. Работая над некоторыми видами резьбы, клепки или другие детали закрепляют в верстаке или между двумя державками, которые прибивают тонкими гвоздями к рабочему столу. Иногда к столу достаточно прибить всего одну державку, которая употребляется как упор при резьбе. При закреплении таких деталей, как ручки, применяют фигурные державки.

Рейтинг@Mail.ru