Бондарное
дело

Плосковыемчатая резьба

В декоративной отделке бондарных изделий наиболее широко использовали плосковыемчатую резьбу. Каждый ее узор или другое изображение образуется из многочисленных выемок самой различной формы. Плосковыемчатая резьба делится на геометрическую (трехгранно-выемчатую и скобчатую) и контурную.

Трехгранно-выемчатая резьба

Хотя геометрическая трехгранно-выемчатая резьба отличается простотой исполнения, узоры, выполненные в этой технике, могут соперничать порой с тончайшими кружевами. Как самые простые, так и сложные узоры трехгранно-выемчатой резьбы состоят из треугольников, трапеций, квадратов и ромбов. Иногда одна-две, а то и все стороны этих геометрических фигур могут быть заменены дугами. Имея в своем распоряжении не очень-то богатый набор геометрических элементов, народные мастера проявляли чудеса изобретательности, добиваясь богатого разнообразия орнаментальных композиций. В каждом орнаменте они умели добиться гармонии и соразмерности всех его элементов.

Самый распространенный элемент геометрической или трехгранно-выемчатой резьбы — треугольник. Он и дал второе название геометрической резьбе. Ведь даже используя только одни треугольники, можно создать сложнейшую композицию. Для выполнения трехгранно-выемчатой резьбы требуются самые простейшие инструменты: циркуль и линейка для разметки рисунка и плоский резец со скошенным лезвием — нож-косяк.

Прежде чем приступить к декорированию готовых бондарных изделий, следует потренироваться в выполнении простейших элементов резьбы на отдельной доске. Старые резчики, имеющие большой опыт, выполняют резьбу без предварительной разработки эскиза. Возможность импровизировать им дают многочисленные варианты узоров, которые опытный мастер держит в голове.

Трехгранно-выемчатая резьба:
1 — различные элементы трехгранно-выемчатой резьбы (а — квадраты; б — треугольники; в — витейка; г — звездочки; д — змейка; е — елочки; ж — чешуйки; з — розетки); 2 — последовательность выполнения одного из элементов резьбы (а — разметка; б — накалывание; в — подрезка); 3 — бондарная кружка и разделочная доска, декорированные трехгранно-выемчатой резьбой

Следует помнить, что ошибки в резьбе исправить практически невозможно. Поэтому, чтобы работать наверняка, необходимо на бумаге вычертить эскиз узора в натуральную величину. Если в узоре есть повторяющиеся части (так называемые раппорты), то достаточно нарисовать только лишь раппорт. Его переводят на изделие, прикладывая последовательно на поверхность древесины, пока не образуется полный узор или орнамент. Эскиз узора, орнамента или же их раппорты вычерчивают в натуральную величину, а затем переводят на дерево через копировальную бумагу.

Суть трехгранно-выемчатой резьбы состоит в том, что в древесине ножом-косяком вырезают разнообразные углубления, имеющие форму пирамидок — трехгранных, четырехгранных и т. п. Поскольку приемы вырезания всех элементе резьбы одинаковы, достаточно рассмотреть их на примере самого распространенного элемента — треугольника. Процесс выполнения пирамидального углубления делится на два этапа: надрезку и подрезку. Надрезку производят в такой последовательности. В середине треугольника наносят карандашом точку, в которую ставят носик ножа-косяка так, чтобы его пятка была направлена к одной из вершин треугольника.

Располагая ручку косяка строго вертикально, нажимают на нее с таким усилием, чтобы носик вошел в древесину на глубину 2—3 мм, а пятка лишь коснулась слегка вершины треугольника. После того как косяк будет приподнят, в древесине останется четкий надрез. Таким же способом в направлении от середины к вершинам делают другие надрезы. Выполняя очередную надрезку, дощечку каждый раз поворачивают на 120°, а нож- косяк лишь слегка приподнимают, не меняя его положения в руке.

Приступая к выполнению подрезки, нож-косяк ставят в вершину треугольника и наклоняют к поверхности доски под углом 30°. Затем лезвие косяка ведут вдоль одной из сторон треугольника, углубляя его до тех пор, пока носик не окажется в середине (т. е. на глубине 2—3 мм). Затем, продолжая продвигать лезвие вдоль этой же стороны, носик постепенно выводят на поверхность в соседней вершине треугольника. Если подрезка выполнена по всем правилам, то от доски без усилий отделится треугольная пирамидка. Таким же способом срезают остальные две пирамидки. В итоге в доске будет вырезано углубление, имеющее форму трехгранной пирамиды. Именно из таких и подобных им углублений и состоит геометрическая трехгранно-выемчатая резьба.

Скобчатая, или ногтевидная, резьба

Другая разновидность геометрической резьбы — скобчатая. Она менее древняя, чем трехгранно-выемчатая. Возможно, это объясняется тем, что основной инструмент, которым выполняют скобчатую резьбу (полукруглая стамеска), появился значительно позже ножа. Если вдавить в древесину лезвие полукруглой желобчатой стамески, на ее поверхности появится надрез в виде скобы. Форма надрезов и дала название скобчатой резьбе. На мягкой древесине ногтем можно сделать неглубокую вмятину, похожую на надрез полукруглой стамески. Отсюда и другое название скобчатой резьбы — ногтевидная.

Все элементы скобчатой, или ногтевидной, резьбы (даже входящие в самую сложную орнаментальную композицию) выполняют двумя приемами, следующими один за другим: надрезкой и подрезкой. Надрезка осуществляется полукруглой стамеской или резцом с полукруглым лезвием. Стамеску ставят перпендикулярно поверхности доски и с достаточно большим усилием нажимают на рукоятку. Если от полукруглой стамески на поверхности дерева остается прорезь в форме скобы, то от плоской стамески с полукруглым лезвием — в виде прямой линии. Однако внутри прямой надрез тоже будет иметь полукруглую форму, которая станет явной после выполнения подрезки.

Скобчатая резьба:
1 — последовательность вырезания элемента скобчатой резьбы с помощью плоских и желобчатых стамесок (а — насечка или надрезка; б — подрезка); 2 — разнообразные элементы скобчатой резьбы; 3 — карандашница, украшенная скобчатой резьбой

Рисунок будущего узора определяется расположением надре- зок на плоскости деревянной детали. Линию из надрезок в виде волны можно легко получить, если поворачивать стамеску поочередно то в одну, то в другую сторону. Ногтевидные надрезы можно также расположить по кругу выпуклой стороной внутрь или наоборот. Вращая стамеску вокруг своей оси, получают нарезку в виде круга, который может служить основой декоративной розетки. А сочетая прямые и ногтевидные нарезки в определенной последовательности, можно добиться огромного разнообразия орнаментальных мотивов. Если точно известно, каков будет орнамент после завершения резьбы, надрезку можно выполнить сразу на всех его участках и лишь затем приступить к подрезке. Но сначала к рабочему столу или к верстаку тонкими гвоздями прибивают планку-державку, в которую будет упираться деталь бондарной посуды.

Расположив стамеску под острым углом к поверхности детали, лезвие осторожно продвигают в сторону надреза. При этом не забывают слегка поворачивать стамеску вокруг оси. Этот прием не только облегчает продвижение стамески, но и делает его более точным. Когда лезвие стамески коснется плоскости надреза, от поверхности древесины легко отделится кусочек дерева ногтевид- ной формы. Подрезка всех остальных элементов осуществляется в той же последовательности.

Плавные скругленные линии скобчатой резьбы с мягкими переходами светотеней в желобчатых выемках как нельзя лучше сочетаются с округлой формой бондарной посуды.

Контурная резьба

Само название этой разновидности плосковыемчатой резьбы говорит о том, что основа ее — контурный рисунок* напоминающий гравировку. Такая резьба была широко распространена уже в X веке. Для нее характерна четкость линий. Резьба дает возможность наносить на поверхность деревянных изделий не только геометрические и растительные узоры, но и изображения людей, животных, зданий и любых других объектов окружающего нас мира.

Контурную резьбу нередко сочетали с другими видами, например со скобчатой резьбой. В прошлом контурно-скобчатой резьбой украшали знаменитые ярославские прялки. На севере на вырубленных из березы лопатках вырезали узорчатые терема, в которых изображали сцены чаепития, а то и праздничного застолья, а вне теремов — прогулки и катанья на санях... Словом, контурной резьбе посильны даже сложные многофигурные сюжеты.

Контурная резьба:
1 — последовательность выполнения контурной резьбы (а — надрезка или наколка; б — подрезка); 2 — образцы контурной резьбы

Каждый элемент контурной резьбы представляет собой двухгранную выемку, или порезку, которую выполняют ножом-косяком или резаком. Выполняют ее двумя последовательными приемами: надрезкой и подрезкой. Сначала контуры рисунка надрезают.

Установленный на контуре резак слегка наклоняют к поверхности украшаемого изделия и, углубив его кончик в древесину (приблизительно на 1,5—2 мм), продвигают на себя. Давление на инструмент должно быть постоянным. Это обеспечивает одинаковую глубину надрезки на всех участках узора.

Затем выполняют подрезку. Резак так же ведут на себя, но только наклонив в противоположную сторону (в сторону фона). Если подрезка выполняется с достаточной точностью, то от украшаемого резьбой изделия будут отделяться стружки, имеющие форму трехгранных призмочек.

Рейтинг@Mail.ru