Бондарное
дело

Бондарная солоница-стульчик

Во все времена к соли относились очень бережно — просыпать соль считалось большим грехом. Хранили соль и подавали на стол в добротных деревянных солоницах, имеющих выверенные веками размеры, пропорции и конструкции. Отличались они друг от друга разнообразием технических приемов изготовления, неповторимостью декоративного убранства. В Верхнем и Среднем Поволжье широкое распространение получили так называемые солонки-кресла. И в самом деле, по форме они напоминали кресла, даже отдельные их части назывались так же, как и у кресла: подлокотники, спинка и т. п. Иные солоницы, украшенные резьбой и росписью, были под стать не простому, а тронному креслу.

Именно внешний вид этих солониц и дал основание поэту утверждать, что «солоница», как трон, на столе...» Солоницы-кресла либо долбили из целого куска дерева, либо собирали из отдельных дощечек, которые соединяли между собой столярным или бондарным способом. Бондарные солонки отличались простотой конструкции, надежностью и практичностью. Они были вместительны, удобны и легки. Яркая выразительная роспись придавала солонке нарядный праздничный вид. Подобные солонки в большом количестве изготовляли на продажу. Время подтвердило практичность старинных бондарных солониц. В крестьянских домах еще можно встретить солоницы, изготовленные чуть ли не в прошлом веке. Даже потемневшее от времени дерево нисколько не испортило их внешний вид.

Бондарная солоница-стульчик, декорированная резьбой

Не секрет, что в наше время кое-кто не только держит запас соли в стеклянных банках, закрываемых пластмассовыми крышками, но и подает в них соль на стол. О каком-либо удобстве и говорить не приходится. Да и красоты особой в такой «солонице» нет — ее поскорее хочется убрать с глаз долой, вряд ли кто пожелает поставить подобную солонку на видное место. Иное дело — деревянная солонка, будь то старинная или сделанная совсем недавно. Она прекрасно вписывается в интерьер современной кухни или столовой. Прятать такую солонку и в голову не придет: она в равной мере украшает и кухонную полку и обеденный стол. Солонку удобно переносить с места на место, а крышка, которая всегда при ней, надежно защищает соль от проникновения влаги. В то же время крышка легко, без усилий открывается и закрывается.

Поволжская солоница состоит из шести деталей (не считая обручей): откидной крышки, донышка и четырех клепок. Верхняя часть одной из клепок образует спинку, за которую солонку переносят или подвешивают на стене. Правда, для этого в ней заранее вырезают круглое или фигурное отверстие. Две боковые клепки имеют наверху выступы с отверстиями, именуемые подлокотниками. Четвертая (самая короткая) клепка обрезана вверху под прямым углом к вертикальной оси. Все четыре клепки имеют с внешней стороны небольшую выпуклость, а с внутренней — соответствующую ей вогнутость. За многие столетия оправдала себя простая и удобная крышка на вертлюгах. Вырезая ее, по краям оставляют два выступа, которые затем скругляют ножом.

Поволжская солоница. XIX век

Образовавшиеся стержни-вертлюги при сборке солонки вставляют в отверстия, просверленные в подлокотниках. Вертлюги и отверстия для них делают с таким расчетом, чтобы откинутая крышка упиралась в спинку солоницы, сохраняя при этом положение близкое к вертикальному.

Узкие кромки клепок скашивают под углом 45°, а внизу на одинаковом расстоянии от краев пропиливают пилой уторные пазы. Клепки делают с внешней стороны слегка выпуклыми.

Соединив их вместе временными рабочими обручами, скругляют на стыках острые ребра. Ту часть клепок, которая будет образовывать остов солонки, слегка сужают кверху с помощью струга или ножа. Это обеспечит плотное набивание обручей. Обручи на солонке можно располагать в одном или двух гнездах. Перед окончательной сборкой стержни-вертлюги вставляют в отверстия подлокотников, а донышко — в уторы. Затем набивают постоянные деревянные обручи. Готовую солоницу расписывают масляными красками или украшают резьбой.

Другую солонку, о которой пойдет речь, скорее можно сравнить не с креслом, а со стулом, имеющим богато украшенную спинку. Остов бондарной солонки имеет форму усеченного конуса, предполагаемая вершина которого находится вверху. У солонки лопатообразная спинка и округлая крышка, которые декорированы трехгранно-выемчатой резьбой. Все клепки остова имеют желобчатую форму, за исключением двух — передней и задней. Одна плоская клепка плавно переходит в спинку, в которой сверлят отверстия, предназначенные для подвешивания солонки на стенку.

Крышка солонки, так же, как и предыдущей, откидывается, упираясь в спинку. Но открыть ее можно, не только приподняв за выступающие края, но и нажав сзади на специальный рычаг. Это особенно удобно, когда закрытая солонка находится в руке в то время, когда другая занята. Для того чтобы крышка приоткрылась или открылась полностью, достаточно одним из пальцев нажать на рычажок. Рычажок вырезают из единого куска дерева вместе с крышкой. Но возможен и другой вариант, когда его изготовляют отдельно, а затем соединяют с крышкой с помощью круглых шипов.

Резьбу на спинке и на крышке выполняют до сборки солонки. Остов стягивают двумя поясами деревянных обручей. Применение в солонках металлических обручей недопустимо, поскольку от соли и вбираемой ею влаги обручи могут быстро заржаветь. Именно поэтому во все времена солонки собирали без каких-либо металлических крепежных деталей и они всегда были плоть от плоти дерева.

Рейтинг@Mail.ru