Бондарное
дело

Изготовление лагунца

От других дорожных бочонков лагунец отличает своеобразие конструктивного и пластического решения. У него есть ручка- кольцо, втулка с пробкой и сливной носик. Но самое замечательное то, что все эти детали вырезают из единого куска дерева. В лагунцах брали в дальнюю или ближнюю дорогу вино, квас, а то и чистую воду — все зависело от пристрастия их владельцев.

Удобство этой дорожной посуды заключалось в том, что ее можно было повесить за кольцо в повозке или карете на специальный крюк, а в помещении поставить на стол. Наливая содержимое лагунца в кружку или чашку, сосуд одной рукой поднимали за кольцо, а другой брали снизу за пряды и наклоняли. Если пробка была открыта, то жидкость ровной струей текла из носика. Отверстие носика ничем не затыкали, однако жидкость из лагунца вытечь не могла, пока пробка плотно закрывала втулку, предназначенную для ее заливки.

В разных районах России дорожный бочонок такого типа назывался также лагушкой, лагункой, лагуном и лагунчиком. В Государственном Историческом музее в Москве среди различной бондарной утвари хранится лагун, сработанный бочаром еще в начале XIX века. В современном быту, особенно на селе, бондарный лагу- нец всегда окажется при деле, особенно в жаркие летние дни, в сенокосную пору.

Лагунец. XIX век. Государственный Исторический музей. Последовательность изготовления верхнего донца лагунца

Поскольку тулово лагунца имеет форму обычного бочонка с небольшой разницей диаметров в середине и с торцов, то клепки сгибать нет необходимости: легкую вогнутость им придают с помощью рубанка-горбача. Основная часть лагунца, отличающая его от других дорожных бочонков, — крышка, на которой расположены носик, ушко с кольцом и втулка с пробкой. Крышка состоит из трех клепок. Две из них — тонкие дощечки, имеющие ровную плоскую поверхность, а средняя изготовлена из бруска толщиной 35 мм и шириной 60 мм.

На верхней грани бруска с помощью линейки и циркуля наносят карандашом три проекции: вид сверху, спереди и сбоку. В отмеченных точках сверлят сверху два сквозных отверстия: одно в центре (под металлическое ушко), другое на некотором расстоянии от него (втулка под пробку). Со стороны торца сверлят глухое отверстие диаметром 10 мм на глубину 50 мм. Ориентируясь на контуры, нанесенные карандашом на торце, полукруглой стамеской удаляют лишнюю древесину вдоль бруска. Затем срезают древесину, принимая во внимание проекцию, нанесенную на узкую кромку бруска. Полученную заготовку аккуратно обрабатывают ножом, стараясь придать носику и коническим выступам правильную форму с мягкими плавными переходами. В завершение клепку шлифуют шкуркой, а кромки строгают на бондарном фуганке.

Beрхнee донце лагунца с деталями, выполненными на токарном станке

Если в распоряжении бочара есть токарный станок, то все детали, расположенные на крышке (носик, втулку и шишак), а также пробку, можно выточить Носик вытачивают с таким расчетом, чтобы, срезав лишнюю древесину, можно было бы получить шип в форме усеченной пирамиды. С помощью него носик будет соединяться с клепкой крышки. Втулку и шишак соединяют с клепками посредством шипов, имеющих небольшую конусность. В клепке сверлят и вырезают отверстия, соответствующие формам и размерам шипов. Затем клепку распиливают вдоль на две равные части тонкой пилой. На кромках, полученных при распиливании, сверлят отверстия и вбивают штифты. В отверстия между половинками клепки вставляют шипы токарных деталей. Если подгонка шипов выполнена с большой точностью, то после сколачивания половинок клепки вместе с токарными деталями составят как бы единое целое.

К средней клепке, имеющей носик, шишак и втулку, с помощью штифтов присоединяют с двух сторон одну или две плоские клепки. В каждой кромке сверлят два глухих отверстия под штифты. Такие же отверстия сверлят и в двух плоских клепках. С помощью штифтов все три клепки соединяют вместе. Полученную заготовку донца переворачивают и с обратной внутренней стороны проводят окружность равную диаметру уторов, нарезанных в туло- ве бачка. Донце выпиливают выкружной пилой и вдоль края с внешней и внутренней стороны снимают фаски.

Изготовление ушка и кольца

Крышка готова. Но, прежде чем вставить ее в уторы, необходимо вбить в нее ушко с кольцом. Эти единственные металлические детали изготовляют из стальной или медной проволоки толщиной не менее 5 мм. Проволоку отжигают докрасна на огне и медленно охлаждают на открытом воздухе. После отжига она обретет высокую пластичность, то есть станет мягкой. Конец проволоки зажимают в тисках вместе с оправкой — цилиндрическим стержнем толщиной 30 мм. Следует сразу же сделать несколько колец они пригодятся для других бондарных изделий.

Изготовление колец и петель для лагунцов

Проволоку несколько раз обматывают вокруг оправки, укладывая аккуратно виток к витку и получая таким образом спираль В качестве оправки можно использовать обычный лом. Его кладут на какую-либо опору, в которой просверлено отверстие, например на скамью. Один конец проволоки пропускают в отверстие, другой обвивают вокруг лома Готовую спираль зажимают в тисках и распиливают ножовкой по металлу. Когда винт тисков будет расслаблен, спираль распадется на отдельные одинаковые кольца.

Перед тем, как начать выгибать ушко, проволоку проковывают так, чтобы образовались две плоские грани. В процессе ковки проволока нагартовьшается и вновь становится жесткой. Для восстановления пластичности ее вновь обжигают. Чтобы петля ушка имела правильную форму, в качестве оправки используют металлический цилиндрический стержень, например болт диаметром 7—8 мм Проволоку сгибают пополам, вставляют оправку и, уложив на край наковальни, поочередно проковывают с одной и другой стороны. Перед тем как вбить в крышку ушко с вдетым в него кольцом, металл необходимо покрыть защитным антикоррозийным слоем.

Медные детали лудят, а остальные воронят. Для тех и других можно также применять олифовый обжиг. О том, как наносить защитные покрытия, можно прочесть в главе «Клепкам держава». Ушко с вдетым в него кольцом вбивают в отверстие, просверленное в центре крышки, и загибают концы так, чтобы они вошли в желобки, вырезанные полукруглой стамеской.

Чтобы вставить крышку в уторы, с верхней части тулова лагунца сбивают обручи. Придерживая за кольцо, крышку опускают так, чтобы ее кромки вошли в уторы. Затем последовательно один за другим набивают обручи. Для лучшего сцепления с поверхностью клепок обручи с внутренней стороны смачивают чистой водой с помощью кисти или тряпки. Можно также окунуть их в воду. К готовому лагунцу притирают пробку, выточенную на токарном станке или вырезанную ножом и стамесками.

Налив в лагунец воды, дают возможность набухнуть древесине. Если через час-два вода не будет просачиваться между клепками и в уторах, то сосуд вполне пригоден для хранения, перевозок и переноски различных жидкостей.

Рейтинг@Mail.ru