Подготовка к ГИА по русскому языку
краткий курс + тесты

Обобщающий тест. Вариант № 2

Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание С1 на отдельном подписном листе. Сначала напишите номер задания, а затем текст сжатого изложения.

С1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Объем изложения — не менее 90 слов.

Текст для прослушивания

«С каждым днем во всех отношениях мне становится все лучше». Если с помощью этих слов ежедневно создавать себе положительный настрой, жизнь действительно изменится к лучшему.

Возможно, эта идея к концу двадцатого века вызовет у вас не больше, чем улыбку. Да, это действительно полезно — всегда считать, что сосуд наполовину полон. И такому способу видеть мир можно научиться.

Кому из нас не хотелось бы управлять своим внутренним состоянием так, чтобы ни при каких обстоятельствах не терять положительного настроя? Спокойно преодолевать трудности, с улыбкой встречать и с легким сердцем завершать прожитый день...

«Знаете, как лучше всего начинать день?» Посмотреть в зеркало и подумать: как же я всех люблю! Улыбнуться и понять: все хорошо, жизнь прекрасна, и я так рада, что она у меня есть! Тогда никогда такое настроение не покинет целый день, несмотря на пробки, какие-то житейские ситуации.

Если не позволять себе расстраиваться, не продлевать жизнь негативным чувствам, не выплескивать их на других, тогда возникающие трудности легче решать. И тогда приходит спокойная уверенность: я могу.

Почаще повторяйте, что с неприятностями легче справляться по мере их поступления. И видеть мир реально: его хорошие и плохие стороны. Но при этом стараться не оставлять в памяти негативных эмоций и ситуаций, не лелеять обид. Полезно накапливать положительный опыт, делать его своим помощником.

Если же в ситуации невозможно найти ничего положительного, можно постараться не концентрироваться на негативе. Конечно, можно ходить и жалеть себя, а можно отнестись по-другому: это есть, и с этим надо жить. Совсем не обязательно, чтобы в жизни хорошо было все, чтобы воспринимать ее позитивно.

(П. Козырева )

Часть 2

Дачный сезон

(1) В Париже наблюдается удивительное для нас, иностранцев, явление — в Париже нет природных сезонов.

(2) В России, как известно каждому, существует четыре времени года, или сезона: весна, лето, осень и зима.

(3) Весной носят калоши, драповое пальто, держат экзамены и ищут дачу.

(4) Летом живут на даче, носят соломенные шляпы и батистовые платья, давят мух и купаются.

(5) Осенью носят калоши и драповое пальто, держат переэкзаменовки, ищут квартиры и шьют новые платья.

(6) Зимой носят новые платья, меховые шубы, топят печи, отмораживают носы, катаются на коньках и простуживаются.

(7) В Париже все навыворот. (8) Сезонов природных нет.

(9) Есть какие-то странные: сезон тафты, сезон тюля, сезон бархата, сезон вышивки, сезон крепа, сезон скачек. (10) Выдумывают эти сезоны портнихи, и длятся они неравно. (11) Иной два месяца, иной три недели — никак его не ухватишь и не подладишься. (12) Приходится жить не своим разумом, а смотреть, что люди делают.

(13) Вот теперь видим: отправляются люди на дачу. (14) Ну, и мы всколыхнулись. (15) Значит, у них весна считается, пора и нам об отдыхе подумать. (16) Только французы как-то беспечно к этому делу относятся. (17) Просто надумают какое-нибудь место — в горах или у моря — пошлют открытку в намеченную гостиницу, получат ответ, набьют чемоданы и марш. (18) Очень уж это все на русский обычай легкомысленно. (19) У нас не так. (20) Искали дачу с любовью, ездили во все стороны.

(20) Ах, много чудесных историй связано с дачными воспоминаниями. (21) Теперь они кажутся прекрасными легендами.

(22) Господи, пошли Ты нам, беженцам, дачу. (23) Чтоб была она высоко в горах на самом море, стоила бы дешево в глухой дыре с музыкой, и чтоб была она уединенная, и множество чтобы было там знакомых, и чтоб никто к нам не лез, а чтобы мы сами ко всем лезли.

(Н. Тэффи)

К каждому заданию А1—А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номер этого ответа обведите кружком.

А1. Какое из высказываний, приведенных ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему автор текста называет дачные воспоминания прекрасными легендами?»

  • 1) Прошлое было счастливым, но его нельзя вернуть.
  • 2) В настоящем нет романтики и приключений, которые были в прошлом.
  • 3) Настоящее слишком прагматично и рационально.
  • 4) Автор испытывает чувство ностальгии, а дачные воспоминания — неотъемлемая часть прошлой жизни.

А2. Почему автор утверждает, что в Париже все «навыворот»?

  • 1) В Париже нет природных сезонов.
  • 2) В Париже нельзя жить «своим разумом».
  • 3) Автор не может привыкнуть к жизни в эмиграции, потому все окружающее кажется чуждым и вывороченным.
  • 4) Парижская жизнь прямо противоположна жизни в России.

АЗ. Как характеризует автора информация, заключенная в предложениях 20—22?

  • 1) Автору приходится много работать, поэтому об отдыхе можно только мечтать.
  • 2) Автор тоскует в изгнании, поэтому с грустью вспоминает о прошлом.
  • 3) Автор испытывает материальные трудности, поэтому с такой грустью вспоминает о лучшей жизни, которая осталась в прошлом.
  • 4) Автор — замкнутый человек, поэтому мечтает об уединенной даче.

А4. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово история (предложение 20).

  • 1) прошлое, сохраняющееся в памяти;
  • 2) рассказ, повествование;
  • 3) происшествие;
  • 4) действительность в ее развитии.

А5. Ниже даны пары предложений из прочитанного текста. В какой из этих пар содержанию второй части противопоставлено содержание первой?

  • 1) (7) В Париже все навыворот. (9) Есть какие-то странные: сезон тафты, сезон тюля, сезон бархата, сезон вышивки, сезон крепа, сезон скачек.
  • 2) (20)Ах, много чудесных историй связано с дачными воспоминаниями. (21) Теперь они кажутся прекрасными легендами.
  • 3) (11) Иной два месяца, иной три недели — никак его не ухватишь и не подладишься. (12) Приходится жить не своим разумом, а смотреть, что люди делают.
  • 4) (1) В Париже наблюдается удивительное для нас, иностранцев, явление — в Париже нет природных сезонов. (2) В России, как известно каждому, существует четыре времени года, или сезона: весна, лето, осень и зима.

А6. Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Почему Н. Тэффи рассказ о парижском дачном сезоне начинает с воспоминаний о дачных сезонах в России?» Н. Тэффи, рассказывая о дачном сезоне в Париже, вспоминает о дачных сезонах в России, потому что...

  • 1) продолжает жить прошлым.
  • 2) ей не нравится новая жизнь.
  • 3) тоскует о России.
  • 4) дачные сезоны в России были более комфортными для нее.

А7. Укажите, какое средство выразительности используется в предложении: «Приходится жить не своим разумом, а смотреть, что люди делают».

  • 1) Олицетворение;
  • 2) метафора;
  • 3) эпитет;
  • 4) фразеологизм.

Ответы на задания В1—В14 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.

В1. Подберите стилистически нейтральный синоним к слову всколыхнулись (предложение 14). Напишите этот синоним.

Ответ:___________

В2. Из предложений 13—21 выпишите слова с чередующейся безударной гласной в корне.

Ответ:___________

ВЗ. Из предложений 13—21 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «В приставке пишется буква Е, если приставка имеет значение очень».

Ответ:___________

В4. Из предложений 1—4 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксах разносклоняемых существительных пишется буква Е».

Ответ:___________

В5. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все знаки препинания. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове. Значит, (1) у них весна считается, (2) пора и нам об отдыхе подумать. В России, (3) как известно каждому, (4) существует четыре времени года, (5) или сезона: весна, (6) лето, (7) осень и зима.

Ответ:___________

В6. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочиненного предложения. Выдумывают эти сезоны портнихи, (1) и длятся они неравно. Осенью носят калоши и драповое пальто, (2) держат переэкзаменовки, (3) ищут квартиры и шьют новые платья.

Ответ:___________

В7. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчиненного предложения. Чтоб была она высоко в горах на самом море, (1) стоила бы дешево в глухой дыре с музыкой, (2) и чтоб была она уединенная, (3) и множество чтобы было там знакомых, (4) и чтоб никто к нам не лез, (5) а чтобы мы сами ко всем лезли.

Ответ:___________

В8. Из предложения 12 выберите словосочетание со связью согласование. Запишите его.

Ответ:___________

В9. Выпишите грамматическую основу предложения 9.

Ответ:___________

В10. Среди предложений 1—4 найдите предложение, в котором встречаются однородные члены с обобщающим словом. Напишите номер этого предложения.

Ответ:___________

В11. Среди предложений 13—20 найдите предложение с обособленным уточняющим обстоятельством места. Напишите номер этого предложения.

Ответ:___________

В12. Укажите количество грамматических основ в предложении 23.

Ответ:___________

В13. Среди предложений 15—20 найдите сложное бессоюзное предложение.

Ответ:___________

В14. Среди предложений 13—22 найдите сложноподчиненное предложение с однородным подчинением.

Ответ:___________

Часть 3

Используя прочитанный текст части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: С2.1 или С2.2. Перед написанием сочинения запишите номер задания: С2.1. или С2.2.

С2.1. Напишите сочинение-рассуждение: «Зачем нужны орфографические правила?»

Обдумывая ответ на вопрос, прочитайте еще раз текст.

Найдите и приведите 2 примера из прочитанного текста, иллюстрирующие роль орфограмм.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объем сочинения должен составлять не менее 50 слов.

С2.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл последних слов текста: «...чтоб никто к нам не лез, а чтобы мы сами ко всем лезли».

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объем сочинения должен составлять не менее 50 слов.

Ответы к части А

4,3,2,3,4,3,4

Ответы к части В

Номера заданий

Ответы

1

ожили

2

считается,

воспоминаниями

3

прекрасными

4

времени

5

1

6

1

7

1, 2, 3, 4, 5

8

своим разумом

9

есть странные: сезон тафты, сезон тюля, сезон бархата, сезон вышивки, сезон крепа, сезон скачек

10

2

11

17

12

6

13

15

14

23

Информация о тексте для сжатого изложения

№ абзаца

Микротема

1

Если создавать себе положительный настрой, жизнь изменится к лучшему.

2

Можно научиться позитивно воспринимать окружающий мир.

3

Каждый человек хочет научиться управлять своим внутренним состоянием.

4

Для того чтобы позитивно воспринимать окружающий мир, нужно каждый день начинать с улыбки.

5

Научившись управлять своими эмоциями, человек обретает уверенность.

6

Видя и плохое, и хорошее в окружающем нас мире, нужно стараться накапливать положительный опыт.

7

Совсем не обязательно, чтобы в жизни хорошо было все, чтобы воспринимать ее позитивно.

Рекомендации для выполнения заданий С2.1; С2.2

С2.1.

Ответ
на поставленный вопрос

Примеры-аргументы

Орфографические правила необходимы так же, как законы, регулирующие правила поведения людей. Соблюдение орфографических правил помогает людям воспринимать прочитанное, облегчает понимание текста.

1) Смыслоразличительная функция смягчающего Ь (предложение 6): катаются на коньках — катаются на конках.

2) Знание орфограммы «Правописание суффикса перед -Л в глаголах прошедшего времени» помогает различить слова: (стоИла дешево — от гл. стоить; стоЯла на горе — от гл. стоять) — предложение 23.

С2.2.

Ответ
на поставленный вопрос

Примеры-аргументы

С трудом приспосабливаясь к новой жизни, автор с тоской вспоминает о Родине и мечтает об обретении душевного покоя, когда не надо будет ни к кому и ни к чему приспосабливаться, ни под кого подстраиваться.

1) Иронично рассказывает об отсутствии «природных сезонов» в Париже (предложение 1), противопоставляя этому жизнь в России (предложение 2) — прием антитезы.

2) Дачные воспоминания — «прекрасные легенды прием ретроспекции (предложения 20—23).

Рейтинг@Mail.ru