Подготовка к ГИА по русскому языку
краткий курс + тесты

Обобщающий тест. Вариант № 1

Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание С1 на отдельном подписном листе. Сначала напишите номер задания, а затем текст сжатого изложения.

С1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Объем изложения — не менее 90 слов.

Текст для прослушивания

Самое время

За два последних столетия мы, люди, стали дольше жить и относиться к возможностям собственного возраста по-другому. Подумать только: «старушкой дряхлой» Пушкин называл свою няню, когда той было всего сорок два. Молодая совсем женщина, как говорится, все еще впереди...

Раньше, желая объяснить свое бездействие, человек вздыхал: «Мне уже поздно...» Сейчас в схожей ситуации мы все чаще слышим: «Ну, мне еще рано...» Девиз «Никогда не поздно!», просто созданный для того, чтобы побуждать к действиям и вселять веру в собственные силы, на наших глазах меняет смысл на противоположный: « Зачем спешить — успеется...»

Однако все мы прекрасно знаем, что поздно — бывает, причем по самым разным причинам. Для того чтобы стать, например, профессиональным спортсменом, надо начать серьезно заниматься еще до школы. Впрочем, что спортсмены! Даже простая человеческая мечта о тихой старости в кругу любящих родственников требует ежедневной многолетней заботы.

Конечно, можно вспомнить счастливые исключения — например, людей, которым удалось сделать открытие или заработать первый миллион лет в пятьдесят. Действительно, такое случается. Но достаточно глянуть вокруг, чтобы заметить: нас окружают люди, которые просто не успели.

Именно поэтому, вместо того чтобы привычно повторять «все впереди», может быть, стоит более трезво посмотреть на те ограничения, которые ставят перед нами общество и наш организм. И, возможно, признать: есть вещи, которых мы не успеем, если не сделаем их сейчас, через пять, десять или двадцать лет. Это заставит нас ясно представить себе временную карту наших возможностей и в следующий раз, прежде чем, как обычно, произнести успокаивающее «никогда не поздно», стоит задуматься: а когда же будет «самое время»? И не пропустить его.

(Е. Кадиева )

Часть 2

(1) Помню мокрый и мрачный октябрьский день, когда с неловким чувством, что участвую в каком-то ряженье, я в первый раз надел тонкотканый иссиня-чер-ный плащ средневекового покроя и черный квадратный головной убор с кисточкой. (2) И сделал это, чтобы представиться моему наставнику. (3) Обойдя пустынный и туманный двор колледжа, я поднялся по указанной мне лестнице и постучал в слегка приоткрытую массивную дверь. (4) Далекий голос отрывисто пригласил войти. (5) Сумерки опередили меня; в кабинете не было света, кроме пышущего огня в большом камине, около которого сидела темная фигура. (6) Настоящая моя история пребывания в английском университете есть история моих потуг удержать Россию. (7) У меня было чувство, что Кембридж и все его знаменитые особенности: расписные окна, башенные часы с курантами, аркада, серо-розовые стены в пиковых тузах плюща — не имеют сами по себе никакого значения, существуя только для того, чтобы обрамлять и подпирать мою невыносимую ностальгию. (8) Я был в состоянии человека, который, только что потеряв нетребовательную, нежно к нему относящуюся старую родственницу, вдруг понимает, что из-за какой-то лености души, усыпленной дурманом житейского, он как-то никогда не удосужился узнать покойную по-настоящему и никогда не высказал своей, тогда мало осознанной, любви, которую теперь уже ничем нельзя было разрешить и облегчить. (9) Под бременем этой любви я сидел часами у камина, и слезы навертывались на глаза от напора чувств, от банальности тлеющих углей, одиночества, отдаленных курантов. (10) И мучила мысль о том, сколько я, к сожалению, пропустил в России, сколько я бы успел рассовать по всем карманам души и увезти с собой, кабы предвидел разлуку.

( В. Набоков )

К каждому заданию А1—А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номер этого ответа обведите кружком.

А1. Какое из высказываний, приведенных ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему автор сравнивает свою любовь к России с любовью к старой родственнице?»

  • 1) Автор хочет подчеркнуть, что его чувства устарели.
  • 2) Автор хочет передать чувство безысходности, невозможности вернуть утраченное.
  • 3) Автор хочет подчеркнуть свое родство с Родиной.
  • 4) Автор испытывает'чувство облегчения от того, что наконец-то избавился от прошлого.

А2. Почему пребывание в Кембридже обостряет чувство ностальгии?

  • 1) Все знаменитые особенности Кембриджа не близки автору,
  • 2) Все окружающее слишком чуждо для него, бездушно.
  • 3) Атмосфера Кембриджа противоположна той, которая окружала его на Родине.
  • 4) Именно в Кембридже автор отчетливо понимает, что он потерял.

АЗ. Как характеризует лирического героя информация, заключенная в предложениях 6—10?

  • 1) Автор никогда не знал своей страны по-настоящему.
  • 2) Автор — слабый человек, который не способен адаптироваться в новых условиях.
  • 3) Автор горячо любит свою Родину и тоскует на чужбине.
  • 4) Автор — одинокий человек.

А4. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово карман (предложение 10).

  • 1) Мешочек;
  • 2) особое отделение;
  • 3) углубление;
  • 4) выемка.

А5. Ниже даны пары предложений из прочитанного текста. В какой из этих пар содержанию второй части противопоставлено содержание первой?

  • 1) (4) Далекий голос отрывисто пригласил войти. (5) Сумерки опередили меня; в кабинете не было света, кроме пышущего огня в большом камине, около которого сидела темная фигура.
  • 2) (6) Настоящая моя история пребывания в английском университете есть история моих потуг удержать Россию. (9) Под бременем этой любви я сидел часами у камина, и слезы навертывались на глаза от напора чувств, от банальности тлеющих углей, одиночества, отдаленных курантов.
  • 3) (4) Далекий голос отрывисто пригласил войти. (10) И мучила мысль о том, сколько я пропустил в России, сколько я бы успел рассовать по всем карманам души и увезти с собой, кабы предвидел разлуку.
  • 4) (3) Обойдя пустынный и туманный двор колледжа, я поднялся по указанной мне лестнице и постучал в слегка приоткрытую массивную дверь. (7) У меня было чувство, что Кембридж и все его знаменитые особенности: расписные окна, башенные часы с курантами, аркада, серо-розовые стены в пиковых тузах плюща — не имеют сами по себе никакого значения, существуя только для того, чтобы обрамлять и подпирать мою невыносимую ностальгию.

А6. Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Почему, вспоминая о Родине, автор говорит о лености души?»

Автор говорит о лености души, потому что...

  • 1) только вдали от Родины понимает, как мало знал о ней.
  • 2) только вдали от Родины понимает, как сильно он ее любит.
  • 3) из-за нее ему трудно приспособиться на новом месте.
  • 4) именно это мешает ему познакомиться с новой страной.

А7. Укажите, какое средство выразительности используется в предложении: «И мучила мысль о том, сколько я пропустил в России, сколько я бы успел рассовать по всем карманам души и увезти с собой, кабы предвидел разлуку».

  • 1) Олицетворение;
  • 2) метафора;
  • 3) аллитерация;
  • 4) гипербола.

Ответы на задания В1—В14 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.

В1. Подберите стилистически нейтральный синоним к слову дурман. Напишите этот синоним.

Ответ:______________

В2. Из предложений 8—10 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

Ответ:______________

ВЗ. Из 1-го абзаца выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «В приставке пишется буква И, если слово имеет значение неполноты действия».

Ответ:______________

В4. Из предложений 6—9 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксах разносклоняемых существительных пишется буква ?».

Ответ:______________

В5. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все знаки препинания. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

И мучила мысль о том, (1) сколько я, (2) к сожалению, (3) пропустил в России, (4) сколько я бы успел рассовать по всем карманам души и увезти с собой, (5) кабы предвидел разлуку.

Ответ:______________

В6. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочиненного предложения. Под бременем этой любви я сидел часами у камина, (1) и слезы навертывались на глаза от напора чувств, (2) от банальности тлеющих углей, (3) одиночества, (4) отдаленных курантов.

Ответ:______________

В7. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчиненного предложения.

Я был в состоянии человека, (1) который, (2) только что потеряв нетребовательную, (3) нежно к нему относящуюся старую родственницу, (4) вдруг понимает, (5) что из-за какой-то лености души, (6) усыпленной дурманом житейского, (7) он как-то никогда не удосужился узнать покойную по-настоящему и никогда не высказал своей, (8) тогда мало осознанной, (9) любви, (10) которую теперь уже ничем нельзя было разрешить и облегчить.

Ответ:______________

В8. Из предложения 3 выберите словосочетание со связью примыкание. Запишите его.

Ответ:______________

В9. Выпишите грамматическую основу предложения 3.

Ответ:______________

В10. Среди предложений 6—8 найдите предложение, в котором встречаются однородные члены с обобщающим словом. Напишите номер этого предложения.

Ответ:______________

В11. Среди предложений 1—5 найдите предложение с обособленным дополнением. Напишите номер этого предложения.

Ответ:______________

В12. Укажите количество грамматических основ в предложении 7.

Ответ:______________

В13. Среди предложений 1—6 найдите сложное предложение с разными видами союзной (подчинительной) и бессоюзной связи.

Ответ:______________

В14. Среди предложений 6—9 найдите сложноподчиненное предложение с однородным подчинением.

Ответ:______________

Часть 3

Используя прочитанный текст части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: С2.1 или С2.2. Перед написанием сочинения запишите номер задания: С2.1 или С2.2.

С2.1. Напишите сочинение-рассуждение: «Зачем нужны знаки препинания?»

Обдумывая ответ на вопрос, прочитайте еще раз текст.

Найдите и приведите 2 примера из прочитанного текста, иллюстрирующие разные функции знаков препинания.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объем сочинения должен составлять не менее 50 слов.

С2.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл последних слов текста: «Сколько я пропустил в России...»

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объем сочинения должен составлять не менее 50 слов.

Ответы к части А

3,4,3,2,3,2,2

Ответы к части В

Номера заданий

Ответы

1

отупение

2

понимает

3

приоткрытую

4

(под) бременем

5

2, 3

6

1

7

1, 5, 10

8

слегка приоткрытую

9

я поднялся и постучал

10

7

11

5

12

3

13

5

14

8, 10

Информация о тексте для сжатого изложения

№ абзаца

Микротема

1

За последние два столетия люди стали по-дру-гому относиться к своему возрасту.

2

Зачастую люди не стремятся что-либо делать, убеждая себя, что все успеется.

3

Нужно решать свои проблемы, а не откладывать их, потому что потом может быть поздно.

4

Вокруг очень много людей, которые не смогли реализоваться, не пытаясь вовремя решать свои проблемы.

5

Нужно жить настоящим, а не успокаивать себя тем, что «все впереди».

Рекомендации для выполнения заданий С2.1; С2.2

С2.1.

Ответ
на поставленный вопрос

Примеры-аргументы

Знаки препинания помогают понять смысл прочитанного, доносят до нас авторскую позицию, придают тексту логичность, ясность.

1) Запятые при однородных членах (предложения 7, 9) делают картину более наглядной.

2) Запятые при вводном слове (предложение 10) помогают передать чувство ностальгии, испытываемое автором.

С2.2.

Ответ
на поставленный вопрос

Примеры-аргументы

Находясь на чужбине, автор испытывает чувство ностальгии. Все окружающее его кажется ему чуждым, и именно поэтому он отчетливо осознает, что все, связанное с Родиной, близко и дорого ему.

1) Подчиняясь ритму Кембриджа, он в то же время мучительно пытается «удержать» Россию (предложение 6).

2) Прибегает к приему сравнения (предложение 8): потеря Родины — смерть старой родственницы.

Рейтинг@Mail.ru