Русский язык
5 класс (ч.2)

§ 76. Суффикс

Какие из данных слов обозначают предметы, а какие - лиц (людей) по роду их занятий, по профессии? От какой части слова зависит разница в значениях слов каждой пары?

паром паромщик
камень каменщик
стекло стекольщик

Какие из данных слов обозначают предмет, а какие - признак предмета со значением «сделанный из данного предмета»? От какой части слова зависит разница в лексических значениях слов каждой пары?

мех меховой
шерсть шерстяной
серебро серебряный

Какие из данных слов обозначают признак предмета по цвету, а какие имеют значение «становиться таким по цвету»? От какой части слова зависит разница в лексических значениях слов каждой пары?

красный краснеть
белый белеть
синий синеть

Суффикс - зна́чимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов.

403. Прочитайте слова, образованные от слова рыба с помощью различных суффиксов. Объясните, чем различаются по значению два любых слова.

Какие из однокоренных слов обозначают предмет, а какие - признак предмета? Какие из них близки по своему значению?

404. Спишите, вставляя нужные слова. Выделите суффиксы, с помощью которых образованы названия лиц (людей) по роду их занятий, по профессии. Укажите существительные 1-го и 3-го склонений.

На баяне играет баянист, на гитаре - - , на пианино - - , на виолончели3 - - ; книги переплетает - - ; грузит - - ; охотится - - .

405. Вставьте в предложение нужные слова. Выделите в них суффикс, с помощью которого образованы названия лиц по месту жительства. Укажите разницу в правописании названия города (края, страны) и названия человека, проживающего в этом городе. Запишите названия жителей вашего города, областного (краевого) центра, других городов области (края). Обозначьте в этих названиях суффикс (если он есть).

В Рязан.. живёт рязанец, в Петербург.. - - , в Москве - - , в Сибири - - , в России - - .

406. Запишите ряды однокоренных слов.

Образец. Баскетбол → баскетболист → баскетболистка.

Подчеркните непроверяемые орфограммы в корнях слов.

Волейбол, шахматы, парашют, теннис, велосипед.

407. Подберите однокоренные слова с суффиксом -тель- к словам читать, преподавать, наблюдать, учить, водить, строить. Какое общее значение имеют подобранные слова?

Образец. Исследова(ть) + -тель → исследователь.

408. Составьте и запишите слова по данным схемам. Прочитайте в образце толкование лексического значения слова желтоватый.

Образец. Желт-оват-ый = не совсем, чуть-чуть жёлтый.

409. Представьте, что:

  • В чашку чая положили всего один маленький кусочек сахара. Какой получился чай - сладкий или сладковатый?
  • Суп лишь слегка посолили. Какой он - солёный или солоноватый?
  • Вы попробовали лимон. Кислый он или кисловатый?

Обозначьте в записанных словах суффикс -оват-.

410. Озаглавьте текст. Спишите, заменяя слова в скобках однокоренными словами с суффиксом -оват-. • Объясните, почему писатель использовал прилагательные красноватое, розоватые, а не красное и розовые.

День был мя..кий и мглистый2. (Красное) солнце невысоко в..село над длинными, похожими на сн..говые поля1 сл..истыми обл..ками. В саду ст..яли покрытые ин..ем (розовые) дерев(?)я. Неясные тени на сн..гу были пропитаны тем же тёпл..м светом. Было необыкновенно тихо.

(А. Н. Толстой)

411. Подберите к данным словам однокоренные с суффиксами, имеющими уменьшительно-ласкательное значение (-ик, -ек, -ок, -к-, -чик-, -очк-, -оньк-). Обозначьте в словах эти суффиксы.

Стол, носок, карандаш; сын, голос, флаг, ветер; диван, костюм, карман; конфета, корзина, рыба; кисть, ваза, кофта; свежий, алый, жёлтый, красный.

412. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания и подчёркивая слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

      Ивушка ивушка, з..лёная моя!
      Что же ты ивушка невес..ла стоишь2
      Или тебя ивушка солнышком п..чёт,
      Солнышком п..чёт, частым дождичком сечёт,
      Под к..решок ключева в..да т..чёт?

413. Озаглавьте отрывок из повести Н. Носова «Приключения Незнайки». Обозначьте уменьшительно-ласкательные суффиксы в словах. Почему в отрывке встречается много слов с этими суффиксами? Какие слова связывают четвёртое и пятое предложения?

Открыв глаза, Незнайка увидел, что леж..т в ч..жой комнате. По углам ст..яли маленькие креслица.4 На стенах в..сели коврики и картины с изображением разных цв..тов. У окна ст..ял круглый столик. На нём возвышалась куча разноцветных ниток для вышивания и лежала подушечка, вся утыканная иголками, словно ощетинившийся ёжик.

414. Академик Л. Щерба для своих учеников сочинил предложение Глокая куздра будланула бокра и кудрячит бокрёнка. Какие морфемы (суффиксы, окончания) помогут вам догадаться, о чём говорится в этом странном предложении и кто действующие персонажи?

Начало рассуждения: Глокая (какая?) - это прилагательное в женском роде, имеет окончание -ая, относится к слову куздра.

Рейтинг@Mail.ru