Русский язык
5 класс (ч.2)

§ 75. Рассуждение

Прочитайте текст. Что в нём утверждается? В какой части текста выражена его основная мысль (тезис)? Как автор убеждает читателя в своём мнении? О чём сообщается в выводе? С помощью каких слов он присоединяется к основной части текста? Как связаны между собой тезис и вывод?

Изучать строение слова - увлекательное занятие.

Возьмём слово обуть. На первый взгляд оно кажется самым обычным. Но попробуем найти в нём корень. Подберём однокоренные слова: разуть, обувать, переобуть. В этих словах можно выделить как общий один-единственный звук [у]. Что же это такое? Неужели корень? Да, такой в этом слове странный корень. Он состоит всего из одного звука. Вот и оказывается, что по своему строению слово обуть весьма интересно.

Много тайн открывается тем, кто изучает строение слова.

Рассуждение - тип текста, в котором основная мысль \У разъясняется или доказывается с помощью различных аргументов. Обычно в конце рассуждения делается вывод.

Рассуждение может быть самостоятельным типом текста и может входить как необходимая часть в другие типы текстов (описание, повествование и т.д.).

398. Прочитайте. Как семилетний Колька догадался, почему среда называется средой? Какая часть слова помогла ему сделать это? Найдите тезис, который выдвигает Колька. Как он его разъясняет? Как вы назовёте эту часть повествовательного текста?

Вечером, перед тем как лечь спать, подошёл Колька к календарю, оторвал листочек и прочёл на нём: «Вторник». Посмотрел на оставшийся листок и прочёл: «Среда».

«Завтра уж среда», — подумал Колька и похвалился:

— А я знаю, мама, почему среда средой называется. Это потому, что она посередине недели висит. Верно я говорю?

— Верно, — согласилась мать.4

(А. Гайдар)

399. Прочитайте. Каково ваше мнение: действительно ли всё равно, как писать слова? Выскажите устно своё мнение. Это тезис. Докажите его, сделайте вывод.

МНЕНИЕ САШИ ПЕТРОВА

Я из-за безударных гласных сколько разных ударов получал: и в школе, и дома!

А в общем-то какая разница — писать ли «моршрут» или «маршрут», «велосипед» или «виласипед»? От этого ведь велосипед мотоц..клом не ст..новится. Важно только, чтобы всё было п..нятно. А какая там буква в сер..дине ст..ит — «а» или «о», — это, по-моему, совершенно безразлично. И зачем только люди сами себе ж..знь портят? Когда-нибудь они, конечно, д..думаются и отменят2 сразу все прав..ла. Но пока ещё люди до этого не д..думались, а д..думался только я один...

(А. Алексин)

400. Почему так названы географические объекты: Петербург, Новосибирск, Берингов пролив? Напишите рассуждение на эту тему.

401. Верна ли догадка маленького Лёньки о том, почему домового назвали домовым? А почему Лёнька, говоря о домовом, добавляет «бабушкин»? Запишите по-своему те части текста, в которых содержится объяснение происхождения слов снегирь, пустырь, домовой. Почему поставлены тире в начале строк?

— Скажи-ка, почему снегирей снегирями з..вут? — спрашиваю я.

Лёньке хочется уг..дать. Он ёрза..т на с..ломе, но в конце концов1 добродушно созн..ётся:

— Не знаю.

— Понима..шь, вместе с з..мой, с морозами, со снегом прил..тают. Снег — снегирь.

Неожиданная пр..стота отга..ки приводит2 Лёньку в восторг.

— Значит, бабушкин домовой — это потому, что в доме... Пустырь... Богатырь, — бормоч..т Лёнька.

— Эх, побегу-ка я к Витьке! Уж я ему заг..даю.

(В. Песков)

402. Напишите рассуждение на одну из тем:

  • Какую телевизионную программу вы постоянно смотрите и почему?
  • Какой школьный предмет вам больше всего нравится и почему?
  • Чем вы занимаетесь в свободное время и почему?

Рейтинг@Mail.ru