Русский язык
5 класс (ч.2)

§ 106. Глагол как часть речи

603. В чём сходство и различия между выделенными глаголом и существительным?

      Шумит тростинка малая,
      Шумит высокий клён...
      Шумят они по-новому,
      По-новому, весеннему...
      Идёт-гудёт Зелёный шум,
      Зелёный шум, весенний шум!

(Н. Некрасов)

604. Выпишите подлежащие вместе со сказуемыми-глаголами, обозначающими цвет различных предметов весной, определите время глаголов. Укажите, в чём согласуется сказуемое-глагол с подлежащим. Выделите корень в глаголах.

1. Уж голубеют дали. 2. Небеса неожиданно засинели. 3. Солнце золотило горы3. 4. Скоро зазеленеют степи, рощи и леса.4 5. На лугу пестреют яркие цветы. 6. В сумерках розовеют стволы берёз. 7. На солнцепёке по буграм уже темнеют первые проталины.

605. Укажите с помощью глаголов на цвет ромашки, васильков, одуванчиков, травы. Составьте с этими глаголами предложения. Обозначьте лицо и число глаголов. Разберите одно из предложений по членам.

Для справок: белеть, синеть, желтеть, зеленеть.

  1. Глагол - часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
  2. Глаголы изменяются по временам: бывают в форме настоящего, прошедшего или будущего времени. В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по ЕЕ лицам и числам, а в прошедшем времени - по родам (в единственном числе) и числам.
  3. В предложении глагол обычно бывает сказуемым и согласуется с подлежащим.

606. Вставьте устно подходящие по смыслу глаголы, обозначающие трудовые действия. Определите время, лицо, число глаголов. Почему эти глаголы употребляются в одной форме?

ВЕСЕННИЕ РАБОТЫ

В полях пашут, - - . Вначале - - картофель, потом - - морковь, репу. Пастухи - - в луга стада коров и овец. На пасеках - - ульи. Садоводы - - ветви и - - стволы деревьев.

Для справок: сеять, выставлять, сажать, подрезать, белить, выгонять.

607. Выпишите однокоренные существительные и глаголы в два столбика. Устно определите время, лицо, число глаголов. Сколько в этом тексте простых нераспространённых предложений? Выпишите одно предложение с однородными членами.

ЛЕСНОЙ ОРКЕСТР

В мае все лесные жители поют и играют, кто на чём и как умеет. Тут услышишь и звонкое пение3, и скрипку, и барабан, и свист, и лай, и кашель, и вой, и уханье, и жужжанье, и урчанье, и кваканье.

Чистыми голосами поют соловьи, зяблики, певчие дрозды.4 Скрипят жуки и кузнечики. Барабанят дятлы, свистят флейтой* иволги. Лает лисица. Кашляет козуля. Воет волк. Ухает филин. Жужжат шмели и пчёлы. Урчат и квакают лягушки.

(В.Бианки)

Рейтинг@Mail.ru