Учебник для 5 класса
/часть 2/

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

§ 107. Не с глаголами

Прочитайте стихотворение С. Михалкова «Твой друг». Как пишутся выделенные глаголы с частицей не?

      Он честен и бесстрашен На суше и в воде,
      Товарища и друга
      Не бросит он в беде.
      Он гнёзд не разоряет,
      Не курит и не врёт,
      Не виснет на подножках,
      Чужого не берёт.

608. Подберите однокоренные глаголы к словам не́нависть, негодование*, недоумение*. Как надо написать эти глаголы с не и почему так?

Не пишется с глаголами раздельно. Исключение ставляют те глаголы, которые не употребляются без не.

609. Выпишите из пословиц все глаголы. Объясните по образцу их правописание с не. Определите время глаголов.

Образец рассуждения.Не бросит. Бросит - глагол, поэтому не с ним пишется раздельно. Нездоровится — глагол без не не употребляется, поэтому не пишется слитно.

Образец письменного обозначения орфограммы см. в данном выше правиле.

1. Кто мать сыру землю любит, тот голоден (не)будет. 2. Лентяю всё (не)можется да (не)здоровится. 3. Где (не)было начала, (не)будет и конца. 4. Дело делать и за себя (не)может, а кричит за всех. 5. Дело лени (не)любит. 6. Дважды в год лета (не)бывает. 7. Без труда (не)проживёшь. 8. Кто поздно встаёт, у того хлеба (не)достаёт.

610. Замените выделенные слова и словосочетания глаголами, которые пишутся с не слитно.

1. Я возмущался. 2. Нельзя1 его принуждать. 3. Брат удивлялся. 4. Она чувствует себя не совсем хорошо. 5. Шторм бушевал.

Для справок: неволить, негодовать, недомогать, недоумевать, неистов

611. Сгруппируйте однокоренные слова. Подчеркните непроверяемые безударные гласные.

(Не)нависть, (не)доумевать, (не)годовать, (не)истовство, (не)навистный, (не)брежность, (не)истовствовать, (недоумение, (не)брежный, (не)годование.

612. Спишите предложения, ставя отрицательную частицу не перед глаголами. В связи с этим винительный падеж существительных-дополнений замените родительным.

1. Подумаешь — решишь задачу. 2. Посеешь — урожай соберёшь. 3. Упустишь минуту — потеряешь час. 4. Смаж..шь2 колёса — быстро поедешь. 5. Кто собирает колосья, у того будет и воз. 6. Будет хлеб — будет и обед.

613. Спишите. Устно объясните раздельное написание предло гов и частицы не со словами. Укажите личные местоимения. Объясните выделение второй части в абзац.

Максим Горький каждый день получал не меньше пяти-шести писем. И ни одно (из)них (не)оставлял без ответа. Горький знал: (не)ответить на письмо — значит незаслуженно обидеть человека. Письма Горького кажутся напечатанными, такой чёткий был (у)него1 почерк.

А какой почерк у тебя? Если ты пишешь небрежно, неразборчиво, то (не)бережёшь время того, кому ты пишешь, (не)щадишь глаза читающего.

(По А. Дорохову)

614. Прочитайте текст. Как нужно вести себя, чтобы не обижать людей? Спишите, подчеркните все глаголы. Обозначьте написание не с глаголами.

Мой друг никогда (не)говорит плохо или насмешливо (об)отсутствующих. Если нужно, он выскаж..т своё мнение3 о человек.. ему (в)лицо, но (не)стан..т критиковать его (за)спиной. А если ему надо посекретничать (со)мной, он отлож..т разговор до тех пор, пока мы (не)останемся вдвоём, но никогда (не)будет ш..птать мне что-то в ухо. Ведь окружающие могут подумать, что мы злословим на их счёт.

615. Запишите предложения на тему «Настоящий товарищ (друг)». Используйте глаголы с не, например: (не)бросит, (не)забудет, (не) подведёт, (не) потакает, (не) жалеет, (не)льстит, (не) обманет.

616. Расскажите о признаках глагола как части речи (см. памятку). В своём рассказе обязательно приводите примеры и разъясняйте их.

617. Диктант. Укажите падеж имён существительных.

Укр..плять сер(?)це, ра..бивать лагерь, ра..жигать костёр, расположиться в палатк.., похв..лить команд.., разв..вать силу, (не)терять ни секунды, (не)испугаться трудностей, (не)бояться соперника, (не)годовать на суд(?)ю.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru