Русский язык
5 класс (ч.1)

§ 6. Звуки и буквы. Произношение и правописание

20. Прочитайте текст и определите его тему. Найдите вывод, который сделал школьник, о соотношении произношения и правописания в русском языке. Согласны ли вы с этим выводом? Обоснуйте своё мнение с помощью примеров.

Всякий раз, когда Антон видел кирпич или слово кирпич, он вспоминал Ваську Гагина, который это слово писал так: «кердпич». Слово подчёркивалось на доске. Васька всматривался, вытягивая шею, шевелил губами. А потом писал: «керьпич». Из своего орфографического опыта он сделал незыблемый вывод: в русском языке все слова пишутся не так, как произносятся, причём как можно дальше от реального звучания.

(А. Чудаков)

Транскрипция (от лат. transcription — переписывание) — запись слов в полном соответствии с их звучанием

В русском языке не всегда написанные слова соответствуют их произношению. Чтобы показать произношение слова, используется особая запись, которая называется транскрипцией.

В транскрипции применяются специальные знаки, например для слова моде́ль - [мадэ́л'].

21. Прочитайте. Выпишите сначала слова, которые пишутся по произношению, а затем слова, которые пишутся не так, как произносятся.

Варежки, игра, книга, коньки, метель, мир, снег, снежки, спор, успех.

22. Откройте словарь в учебнике того иностранного языка, который вы изучаете (английского, французского, немецкого, испанского и др.). Часто ли в словаре даётся слово в транскрипции? Объясните почему.

23. Кто больше? Одна группа учеников составляла слова из букв слбва уголёк, другая - из звуков этого же слова. Укажите, в каком из столбиков записано звучание слова (транскрипция). Прочитайте слова, составленные из букв и звуков одного и того же слова. Совпало ли значение этих слов? Если не совпало, то в чём причина, по вашему мнению?

Орфографические правила помогают решить, какой буквой обозначить тот или иной звук на письме в трудных случаях.

24. Прочитайте. В каких словах заключена основная мысль текста? Спишите, выделив два абзаца. Подчеркните безударные гласные в корне.

С продолжением текста можно познакомиться в упр. 261. Есть ли в учебнике репродукция картины художника, которому посвящены упр. 24 и 261?

Есть на свете люди, которые знают много разных языков. И умеют на них говорить. Таких людей не так уж и мало. Это очень здорово — понимать разных людей и уметь с ними разговаривать. А вот маленький Аркаша Пластов понимал язык родной земли. Редко рождаются такие люди!

(Е. Мурашова)

Рейтинг@Mail.ru