Русский язык
5 класс (ч.1)

§ 5. Стили речи

Укажите, в каком из отрывков ставится задача:

  1. сообщить точные сведения о ветре;
  2. обменяться впечатлениями о ветреной погоде;
  3. нарисовать картину порывистого ветра.
  1. — Ну и ветер! Такую пылищу поднял!
    — Да, такого ветра давно не было.
  2. Ветер — это движение воздуха в атмосфере. Ветер характеризуется скоростью и направлением. Скорость ветра у земной поверхности измеряется специальным прибором и выражается в метрах в секунду (километрах в час). Направление ветра определяется флюгером*.
  3. Вдруг рванул ветер, и с такой силой, что едва не выхватил у Егорушки узелок... Ветер со свистом понёсся по степи, беспорядочно закружился и поднял с травою такой шум, что из-за него не было слышно ни грома, ни скрипа колёс. (А. Чехов)

В зависимости от задачи высказывания мы говорим (пишем) по-разному.

Когда делимся с кем-либо своими мыслями, выражаем свои чувства в непринуждённой обстановке, мы пользуемся разговорным стилем речи.

Мы сообщаем научные сведения, объясняем факты в научном стиле.

Если писатель красочно изображает какое-то событие, явление природы, чувства человека и т. д., он, как правило, пользуется художественным стилем.

Язык художественной и научной литературы относится к книжной речи.

13. Перерисуйте схему и дополните её.

14. Определите, какие высказывания, данные для наблюдений в начале параграфа, относятся к разговорному, художественному и научному стилям речи. Найдите в школьных учебниках научные тексты, а в хрестоматии по литературе

15. Можно ли выступление ученицы на уроке назвать докладом в научном стиле? К какому стилю вы бы отнесли её высказывание? Преобразуйте этот текст в научный доклад.

— Я хочу рассказать вам о медведях. Они такие огромные! Могут весить аж 100 или 200 килограммов! Когда я их видела в зоопарке, один из них плавал в бассейне, а другой выпрашивал еду. Когда он поднялся на задних лапах, я увидела, что он даже выше папы! Вот! У него такие умные глаза и такие огромные когти на лапах! Это неправильно, что в сказках медведя изображают неповоротливым и ленивым.

16. Определите стиль данного отрьвка.

Шапка Мономаха — самый древний венец русских царей. Она находится на постоянном хранении в музее Оружейная палата.

О происхождении шапки Мономаха среди специалистов существуют разные мнения. Принято считать, что она восточной работы конца XIII — начала XIV века.

Красивые узоры напаяны на гладкое золотое поле. Драгоценные камни дополняют украшения.

Первое документальное известие о венчании на царство этим венцом относится к 1498 году.

17. Прочитайте отрывок из рассказа И. Тургенева «Ермолай и Мельничиха». Докажите, что данный текст художественного стиля. В этом вам помогут выделенные словосочетания.

Солнце село, но в лесу ещё светло; воздух чист и прозрачен; птицы болтливо лепечут; молодая листва блестит весёлым блеском изумруда... вы ждёте. Внутренность леса постепенно темнеет; алый свет вечерней зари медленно скользит по корням и стволам деревьев, поднимается всё выше и выше, переходит от нижних, почти ещё голых, веток к неподвижным, засыпающим верхушкам... Деревья сливаются в большие, чернеющие массы; на синем небе робко выступают первые звёздочки. Все птицы спят.

18. Прочитайте текст. О чём в нём говорится? Озаглавьте его. Какова задача этого текста? Определите его стиль.

Речевой этикет — правила вежливого поведения. Вежливые слова, выражающие приветствие, благодарность, просьбу, извинение, поздравление и т. д., помогают устанавливать и поддерживать контакты между людьми.

Речевой этикет — важная часть культуры народа, каждого человека.

19. Сравните выражения приветствия. Какие из них уместно употреблять в разговоре с незнакомыми взрослыми?

    Пока! — До свидания.
    Привет! — Доброе утро!
    Здорово! — Здравствуйте!

Рейтинг@Mail.ru