Русский язык
4 класс. Часть 1

Родительный падеж

191. Прочитайте. Вспомните по таблице признаки, по которым можно определить родительный падеж имени существительного.

Вопросы

Предлоги

Окончания

кого? чего?
откуда? где?

от, до, с, из, без,
у, для, около

1-е скл.: -и, -ы
2-е скл.: -а, -я
3-е скл.:

Роль в предложении: второстепенный член. Ударные
и безударные окончания пишутся одинаково: нет (кого? чего?)
земл[и], пустын[и|; кон[я], олен[я]; дрозд[а], дятл[а]; рж[и], нефт[и]

  • У имён существительных какого склонения в родительном падеже может быть окончание -и?
  • Как проверить написание безударного окончания имени существительного в родительном падеже?
  • Объясните, одинаковы или различны будут пропущенные окончания имён существительных в данном предложении.

Мы получили письмо из Казан., от дяд.. Игор.. .

192. Прочитайте загадку. Отгадайте её.

      Дверца узкая под крышей —
      Не для белки, не для мыши,
      Не для вешнего жильца,
      Говорливого скворца.
      (С. Маршак)

  • Спишите. Укажите имена существительные в родительном падеже. Выделите их окончания. Объясните, почему у имён существительных в родительном падеже разные окончания.

193. Прочитайте. Назовите произведение.

      Вот у Кол.., например,
      Мама — милиционер.
      А у Тол.. и у Вер..
      Обе мамы — инженеры.
      А у Лёв.. мама — повар.
      (С. Михалков)

  • Спишите, вставляя пропущенные окончания.
  • Объясните, почему у одних имён существительных в родительном падеже окончание , а у других - .

194. Выпишите из упр. 193 слова-названия профессий. Объясните, как вы понимаете их значение.

  • Обсудите, какую профессию вы считаете самой важной. Почему?
  • А кем бы вы хотели стать и почему? Составьте на эту тему текст.

инжене́р инжене́ры

195. Прочитайте. Составьте пословицу, употребляя выделенные имена существительные в форме родительного падежа.

Каждый, жизнь, день, частичку, мудрость, прибавляет.

  • Запишите. Подчеркните в предложении главные члены. Выпишите словосочетания с именами существительными в родительном падеже.

196. Прочитайте. Замените в каждом словосочетании имя прилагательное однокоренным именем существительным с предлогом из или без предлога в форме родительного падежа.

Вишнёвый компот — компот из вишн[и](1-е скл.), морковный сок — ..., земляничный кисель — ..., клюквенный морс — ... .

Медвежья берлога — ..., волчье логово — ..., беличье дупло — ..., ласточкино гнездо — ..., мышиная нора — ... .

  • Запишите. Выделите окончания имён существительных в родительном падеже, укажите склонение.
  • Что обозначают выделенные слова?

197. Прочитайте.

Урожай чая — чашка чаю, сбор мёда — килограмм мёду, производство сыра — кусочек сыру, посевы гороха — горсть гороху, вкус кваса — бутылка квасу.

  • В чём сходство и различие выделенных имён существительных в каждой паре словосочетаний?

Обратите внимание! В родительном падеже в единственном числе некоторые имена существительные мужского рода могут иметь наряду с окончанием -а (-я) окончание -у(-ю). Обычно эти имена существительные обозначают часть какого-либо вещества (стакан сахару, охапка хворосту, кисть винограду) и употребляются в разговорной речи.

198. Прочитайте.

Пришёл из (библиотека), письмо от (дедушка Вася), житель (Сибирь), ветер с (пустыня), покупка (мебель), спросил у (инженер), открытка для (бабушка Оля), запах (черёмуха), тетрадь (Серёжа).

  • Составьте и запишите словосочетания, употребляя имена существительные в форме родительного падежа единственного числа. Укажите склонение этих имён существительных, выделите окончания.

199. Прочитайте начало предложений. Определите, какие окончания пропущены в словах.

1. У корней ел.. ... . 2. Цветы сирен.. ... . 3. Из-за болезн.. ... . 4. Почему у ёлочк.. ... . 5. Для Кат.. и Жен.. бабушка ... . 6. От лесной сторожк.. до деревн.. ... . 7. Около изгород.. ... . 8. Как красиво украсил иней ветви яблон.. ... !

  • Составьте предложения по началу и запишите их.
  • Выделите окончания имён существительных в родительном падеже.
  • Докажите, что вы правильно выполнили задания.

200. Прочитайте. Составьте из частей текст. Определите его тему и главную мысль. Озаглавьте текст.

Это была злющая с..бачонка. Сама мал..нькая, ножки что спички и очень кривые, а злост.. больше, чем у тигра.

У бабушк.. Лид.. жила с..бака Малька.

Бывало, к старушк.. придут гости. С..бачонка всегда облает гостя, а то ещё и за ногу тяпнет.. . Откуда столько злост.. у с..бачонк.. Мальк..?

(В. Белов)

  • Запишите заголовок и составленный текст, вставляя пропущенные в словах буквы.

Рейтинг@Mail.ru