Русский язык
4 класс. Часть 1

Именительный и винительный падежи

185. Прочитайте. Вспомните по таблице признаки, по которым можно определить именительный и винительный падежи имени существительного.

И. п.

кто?
что?

Нет предлогов

Подлежащее

В. п.

кого?
что?

Предлоги:
о, в, на, про, под, за, сквозь

Второстепенный член

Есть: девочка, земля, небо, брат[ ], дом[ ], тень[ ]
Вижу: девочку, землю, небо, брата, дом[ ], тень[ ]

  • В каком склонении и у каких имён существительных окончания в данных падежах одинаковые, а у каких - разные?

186. Прочитайте.

      В полдень дождь перестал,
      И, что белый пушок,
      На осеннюю грязь
      Начал падать снежок.

      Ночь прошла. Рассвело.
      Нет нигде облачка.
      Воздух лёгок и чист,
      И замёрзла река.
      (И. Никитин)

  • Какими членами предложения являются выделенные имена существительные? Определите их падеж. Объясните свой ответ.
  • Выберите любое четверостишие и запишите его по памяти. Проверьте себя.

187. Прочитайте.

1. Лисица видит сыр. 2. Лисицу сыр пленил. 3. То солнце спрячется, то светит слишком ярко. 4. При солнце яблоко на ветке дозревало. 5. Попрыгунья Стрекоза лето красное пропела. 6. Сосед соседа звал откушать. 7. Медведь попался в сеть. 8. Природа оживилась, и зелень вся как будто обновилась.

(И. Крылов)

  • Спишите первые два предложения. Чем они интересны? Разберите предложения по членам. Как вы определили падеж имён существительных в этих предложениях?
  • Определите склонение и падеж выделенных имён существительных. Различаются ли падежные окончания имён существительных 1, 2 и 3-го склонения в именительном и винительном падежах?

188. Составьте два предложения, употребив в них одно из данных имён существительных сначала в форме именительного падежа, затем в форме винительного падежа. Запишите предложения.

Книга, площадь, учитель, озеро.

  • Подчеркните в предложениях главные члены. Укажите падеж имён существительных.

189. Прочитайте. Спишите, ставя имена существительные из скобок в винительном падеже.

Наклеил (марка, конверт), поблагодарил (товарищ, помощь), повесил (бельё, верёвка), вбил (гвоздь, стена), уронил (ручка, стол), поставил (роза, ваза), воткнул (лопата, земля).

  • Укажите падеж имён существительных, выделите их окончания, подчеркните предлоги.
  • Составьте предложение с любым сочетанием слов, подчеркните в нём главные члены.

190. Прочитайте.

Бабушка, девочка, одела, надела, шапка, пальто, брат, сестрёнка, и, на.

  • Составьте два предложения с однородными членами, употребляя выделенные имена существительные в винительном падеже. Можете использовать и другие слова. Запишите.
  • Объясните, почему в одних предложениях вы употребили глагол одела, а в других - надела.

Рейтинг@Mail.ru