Русский язык
4 класс. Часть 1

Наречие

124. Прочитайте.

      Сквозь волнистые туманы
      Пробирается луна,
      На печальные поляны
      Льёт печально свет она.
      (А. Пушкин)

  • Сравните выделенные слова. Что они обозначают: признак предмета или признак действия?
  • На какой вопрос отвечает каждое из выделенных слов? С какой частью речи связано по смыслу? Каким членом предложения является?
  • Выпишите подчёркнутые словосочетания. Стрелкой укажите связь слов в каждом из них.

Обратите внимание! Слово печально отвечает на вопрос как?, поясняет глагол и обозначает признак действия, в предложении является второстепенным членом. Слово с такими признаками - это часть речи наречие.

125. Прочитайте. Докажите, что выделенные слова являются наречиями.

      Чу, слышен голос звонкий,
      Не это ли весна?
      Нет, это звонко, тонко
      В ручье журчит волна...
      (А. Блок)

  • Проведите опыт. Изменится ли наречие звонко (тонко), если в словосочетании звонко журчит глагол журчит изменять по числам? по временам?

Обратите внимание! Наречие - это неизменяемая часть речи, поэтому у наречия не может быть окончания.

126. Прочитайте.

1. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса. 2. Я возвращался с охоты вечером. 3. Какой-то зверёк слабо и жалобно пискнул между камней. 4. Кругом ещё ярко светило солнце. 5. В конюшне налево и направо в стойлах стояло около тридцати лошадей. 6. Я благополучно спустился с холма вниз.

(И. Тургенев)

  • Выделенные слова - это наречия. Прочитайте предложения сначала без наречий, а потом с ними.
  • Сделайте вывод: какую роль выполняют наречия в предложениях?
  • На какой вопрос отвечает каждое наречие? Поставьте этот вопрос от глагола, с которым наречие связано по смыслу: поднималась (где?) впереди.
  • Выпишите наречия, ставя перед ними вопрос, на который они отвечают.

Образец. (Где?) впереди, (как?) медленно.

впереди́ ме́дленно

Наречие - это неизменяемая часть речи. Наречия обозначают признак действия и отвечают на вопросы как? (быстро) где? (вдалеке) куда? (вправо) когда? (сейчас) откуда? (снизу). В предложении наречие является второстепенным членом.

127. Прочитайте наречия.

Здесь, сего́дня, утром, вдалеке́, везде́, тут, сверху́, напра́во, ра́но, вниз, домо́й, ле́том, сза́ди, вверху́, сейчас́, повсю́ду, там, вблизи́, вчера́, нале́во, издалека́, тепе́рь.

  • Какие из данных наречий отвечают на вопрос когда?, какие - на вопрос где?, какие - на вопрос куда?, какие — на вопрос откуда?
  • Назовите наречия, которые указывают на время действия; на место действия.
  • Запишите наречия в том порядке, в каком вы распределяли их по вопросам.

Образец. (Когда?) сегодня, ... .

128. Прочитайте. Назовите автора этих строк.

      У лукоморья дуб зелёный;
      Златая цепь на дубе том:
      И днём и ночью кот учёный
      Всё ходит по цепи кругом;
      Идёт направо — песнь заводит,
      Налево — сказку говорит...



  • Найдите в предложении наречия. На какой вопрос отвечает каждое из них?
  • Подготовьтесь записать строки под диктовку.

129. Прочитайте.

1. На синем небе робко выступают первые звёздочки. (И. Тургенев) 2. Пустыня — это жёлтое и голубое. Голубое вверху — небо. А жёлтое вокруг — впереди, позади, справа и слева. (Н. Сладков) 3. Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят. 4. Сначала подумай, потом делай.

  • Найдите в предложениях наречия. Какие из них отвечают на вопросы где? как? когда? С какой целью автор употребил каждое из наречий?
  • Спишите первое предложение. Над словами укажите части речи. Выпишите из других предложений наречия.

зде́сь вчера́ тепе́рь за́втра

Обратите внимание! Наречия могут быть образованы от имён прилагательных с помощью суффикса :

130. Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Пр..ве́тл..во, пр..кра́сно, ме́дл..нно, ..ккура́тно, за́..тра, х..р..шо́, бы́стр.., вме́ст.., д..л..ко́, вп..р..ди́, вд..л..ке́, т..пе́рь, вч..ра́, инт..ре́сно, ве́с..ло, налё́в.. .

  • Подберите к каждому наречию антоним.
  • Назовите имена прилагательные, от которых образовались выделенные наречия.
  • Назовите наречия, к которым можно подобрать синонимы.

131. Прочитайте. Спишите, заменяя выделенные сочетания слов подходящими по смыслу наречиями (воспользуйтесь словами для справок).

1. С далёкого расстояния доносилось воркование голубя. 2. С левой и с правой стороны звенели трели певчих дроздов. 3. Конь жевал траву, гремел уздечкой и мотал хвостом на левую и правую стороны, отгоняя мух. 4. Не откладывай на другой день то, что можно сделать в этот день. 5. Поезд двигался с небольшой скоростью.

Слова для справок: завтра, слева, сегодня, медленно, справа, налево, направо, издалека.

132. Прочитайте.

Справа, слева, самосвал, землеройка, страна, лампа, налево, направо, молоко, снегоход, водопад, тетради, впереди, сзади, лошади, вдалеке.

  • В каких словах выделенная часть является окончанием, в каких - суффиксом, в каких - соединительными буквами о и е?
  • Выпишите слова, в которых выделенная часть является суффиксом. К какой части речи относятся эти слова?

133. Рассмотрите в «Картинной галерее» учебника репродукцию картины Виктора Михайловича Васнецова «Иван Царевич на Сером волке»..

  • Картина В. М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке» переносит нас в область фантастики, в сказочный мир. Она написана на сюжет одной из его любимых русских народных сказок. Какой эпизод из сказки вы вспомнили?
  • Каким художник изобразил момент побега Ивана Царевича и Елены Прекрасной на верном Сером волке? Какими вы увидели главных персонажей картины, природу (дремучий лес, деревья, цветы дикой яблони, небо)? Понравилась ли вам картина? Чем?

134. Прочитайте.

Один из ценителей искусства русских художников — Савва Иванович Мамонтов — с восторгом высказал в письме к В. М. Васнецову своё впечатление о картине «Иван Царевич на Сером волке».

«Твой Царевич на волке привёл меня в восторг; я всё кругом забыл. Я ушёл в этот лес, я надышался этим воздухом, нанюхался этих цветов! Всё это моё, родное, хорошее! Я просто ожил!.. Пусть говорят, что в картине много недостатков, неверностей, я не буду спорить, но пусть кто-нибудь другой так просто и непосредственно повлияет на мою душу как твоя картина. Вот где поэзия! Молодец!»

  • А какое впечатление оказала эта картина на вас? Расскажите о своих впечатлениях.
  • Составьте свой текст-отзыв о картине. Можете начать своё сочинение первым предложением из текста.

Рейтинг@Mail.ru