|
|
Учебник для 3 класса РУССКИЙ ЯЗЫКОдушевлённые и неодушевлённые имена существительные15. Прочитайте. Какие буквы пропущены в словах? Учит..л..ница, Род..на, бер..г, р..бята, г..рох, уч..ник, ш..ссе, в..сток, з..ря, праз..н..к, ш..фёр, сам..лёт, р..кета, ..тец, п..м..дор, м..ш..нист, т..вар..щ.
Вспомните! Одушевлённые имена существительные обозначают людей и животных. В начальной форме эти имена существительные отвечают на вопрос кто? Игорь, ребята, художник, аист. Остальные имена существительные называются неодушевлёнными. В начальной форме они отвечают на вопрос что? Земля, пальто, воздух, музыка. 16. Прочитайте. Царь, око, уста, купец, престол, чело, слуга, кольчуга, перст, вершок, барин, кафтан, карета, бурлак, ветрило.
Обратите внимание! Вы прочитали устаревшие слова. Они уже не употребляются в современной речи. Одни слова обозначают предметы и явления, которые исчезли из нашей жизни: бурлак, боярин, другие слова заменены новыми: ветрило — парус, ланиты — щёки, длань — рука. 17. Прочитайте.
Бразды пушистые взрывая,
Пояс, шуба, повозка, кучер, козлы, борозды.
18. Прочитайте. Какой частью речи является каждое слово? Футболист, кормушка, цветник, оленёнок, фонарик, помощник, сибиряк, весельчак, тигрица, гнёздышко, звёздочка, доброта, контролёр, гордость.
19. Прочитайте.
Весело сияет
Вспомните! Предлог не является членом предложения. Он употребляется в предложении вместе с именем существительным и местоимением и служит для связи слов в предложении. 20. Выпишите из любого словаря учебника пять одушевлённых и пять неодушевлённых имён существительных. (Кто?) ... . (Что?) ... .
21. Прочитайте отрывок из рассказа В. Бочарникова «Мал, да удал». Зима. Около лунки сидит рыболов. Выловленная рыба лежит прямо на льду. Вдруг на лёд выскочил зверёк, белый-белый, нежно-снеговой, только кончик хвоста чёрный. Это горностай. Лёгкими, воздушными, длинными прыжками он стремительно приблизился к рыболову. Рыболов узнал своего знакомого. Он бросил горностаю рыбку. Шустрый зверёк с ходу схватил ёршика и в несколько прыжков отнёс в своё ледяное убежище. Через минуту горностай опять был на льду. Действовал он умело, проявлял расторопность и смелость.
|
|
|