Русский язык
3 класс (Часть 2)

Что обозначает имя существительное?

8. Прочитайте выразительно.

      Снег да снежные узоры,
      В поле — вьюги разговоры,
      Холод, полутьма...
      День — коньки, гора, салазки...
      Вечер — бабушкины сказки...
      Вот она — зима!
      (А. Круглов)

  • Какую картину вы представили, читая стихотворение?
  • Найдите в предложениях имена существительные. По каким признакам вы их определили? Какую роль они выполняют в стихотворении?
  • Спишите. Подчеркните имена существительные.

Имя существительное - это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? или что?

Имя существительное обозначает предмет в широком смысле слова:

  • конкретные предметы: ручка, стол;
  • живые существа - люди и животные: ребята, снегирь, медведь;
  • растения: сосна, сирень;
  • явления природы: снег, дождь;
  • свойства, качества: смелость, доброта, глупость;
  • события: праздник, парад;
  • географические названия: Москва, Дон.

9. Прочитайте. Докажите, что данные слова - это имена существительные.

Самолёт, врач, доброта, дождь, Алёша, заяц, скрипка, синица, Россия, январь, пятница, помидор, пальто, жмурки, суффикс, окунь, Москва, север, овёс, тетрадь, молоток.

  • Слово самолёт обозначает вид транспорта, слово врач - профессию, слово доброта - качество человека. А что обозначают другие имена существительные?
  • Запишите имена существительные, поставьте перед ними вопросы, на которые они отвечают.

Образец. (Что?) самолёт, (кто?) врач, (что?) доброта, ... .

самолёт

10. Прочитайте многозначные слова.

Шахматы, земляника, ножка, кнопка, капитан, корень, баранка, гребешок, хвост, заяц, молния, шуба, журавль, лисичка, сорока, звезда, лист, нос, иголка, класс.

  • Слово шахматы обозначает игру, а также набор фигур для этой игры. Слово журавль обозначает болотную птицу и длинный шест у колодца. А что обозначают другие слова?
  • К какой части речи относятся данные слова? Поставьте вопрос к каждому слову.
  • Составьте и запишите предложение с одним из имён существительных.

11. Прочитайте. Докажите, что слова в каждой паре однокоренные.

Смельчак — смелость, ходить — ходьба, бегать — бегун, трещать — треск, хитрый — хитрец, чудесный — чудеса, жить — жизнь.

  • Запишите. Объясните, какой частью речи является каждое слово. Над именами существительными укажите часть речи так: сущ.
  • Подчеркните в словах изученные орфограммы.

12. Представьте, что вас попросили рассказать о своей классной комнате.

  • Назовите предметы, которые вы видите в классе. Что находится прямо перед вами? Что находится слева? у окна? справа? сзади? посередине комнаты?
  • Составьте текст на тему «Наша классная комната». Подготовьтесь его рассказать.
  • Запишите составленный текст. Проверьте себя.

ко́мната

13. Прочитайте пословицы. Объясните их смысл. Спишите.

1. Где слова привета, там улыбка для ответа. 2. Лодырь хочет прожить не трудом, а языком. 3. Нос задирает, а в голове ветер гуляет. 4. Доброму Савве добрая и слава. 5. Один про Фому, другой про Ерёму.

  • Найдите сначала имена существительные, которые отвечают на вопрос кто?, затем имена существительные, которые отвечают на вопрос что?
  • Какой вопрос вы поставили к каждому из других имён существительных? А теперь измените их так, чтобы они отвечали на вопрос что? (на вопрос кто?).

Образец. (Чего?) привета — (что?) привет.

Обратите внимание! Имена существительные могут отвечать не только на вопрос кто? или что?, но и на другие вопросы: кого? чего? кому? чему? кем? чем? о ком? о чём?

Имя существительное, которое в единственном числе отвечает на вопрос кто? или что?, стоит в начальной форме.

14. Прочитайте словосочетания.

  • Назовите части речи, которые образовали каждое словосочетание.
  • Спишите словосочетания, ставя вопрос от главного слова к зависимому имени существительному.

Образец. Ветка (чего?) дуба, письмо (от кого?) от бабушки, ....

Обратите внимание! Вопросы могут состоять из вопросительного слова с предлогом: от кого? по чему? к кому? с кем? о ком? Предлоги всегда пишутся раздельно.

Рейтинг@Mail.ru