Снег да снежные узоры,
В поле — вьюги разговоры,
Холод, полутьма...
День — коньки, гора, салазки...
Вечер — бабушкины сказки...
Вот она — зима!
(А. Круглов)
Какую картину вы представили, читая стихотворение?
Найдите в предложениях имена существительные. По каким признакам вы их определили? Какую роль они выполняют в стихотворении?
Спишите. Подчеркните имена существительные.
Имя существительное - это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? или что?
Имя существительное обозначает предмет в широком смысле слова:
конкретные предметы: ручка, стол;
живые существа - люди и животные: ребята, снегирь, медведь;
растения: сосна, сирень;
явления природы: снег, дождь;
свойства, качества: смелость, доброта, глупость;
события: праздник, парад;
географические названия: Москва, Дон.
9. Прочитайте. Докажите, что данные слова - это имена существительные.
Слово шахматы обозначает игру, а также набор фигур для этой игры. Слово журавль обозначает болотную птицу и длинный шест у колодца. А что обозначают другие слова?
К какой части речи относятся данные слова? Поставьте вопрос к каждому слову.
Составьте и запишите предложение с одним из имён существительных.
11. Прочитайте. Докажите, что слова в каждой паре однокоренные.
Запишите. Объясните, какой частью речи является каждое слово. Над именами существительными укажите часть речи так: сущ.
Подчеркните в словах изученные орфограммы.
12. Представьте, что вас попросили рассказать о своей классной комнате.
Назовите предметы, которые вы видите в классе. Что находится прямо перед вами? Что находится слева? у окна? справа? сзади? посередине комнаты?
Составьте текст на тему «Наша классная комната». Подготовьтесь его рассказать.
Запишите составленный текст. Проверьте себя.
ко́мната
13. Прочитайте пословицы. Объясните их смысл. Спишите.
1. Где слова привета, там улыбка для ответа. 2. Лодырь хочет прожить не трудом, а языком. 3. Нос задирает, а в голове ветер гуляет. 4. Доброму Савве добрая и слава. 5. Один про Фому, другой про Ерёму.
Найдите сначала имена существительные, которые отвечают на вопрос кто?, затем имена существительные, которые отвечают на вопрос что?
Какой вопрос вы поставили к каждому из других имён существительных? А теперь измените их так, чтобы они отвечали на вопрос что? (на вопрос кто?).
Образец. (Чего?) привета — (что?) привет.
Обратите внимание! Имена существительные могут отвечать не только на вопрос кто? или что?, но и на другие вопросы: кого? чего? кому? чему? кем? чем? о ком? о чём?
Имя существительное, которое в единственном числе отвечает на вопрос кто? или что?, стоит в начальной форме.
14. Прочитайте словосочетания.
Назовите части речи, которые образовали каждое словосочетание.
Спишите словосочетания, ставя вопрос от главного слова к зависимому имени существительному.
Образец. Ветка (чего?) дуба, письмо (от кого?) от бабушки, ....
Обратите внимание! Вопросы могут состоять из вопросительного слова с предлогом: от кого? по чему? к кому? с кем? о ком? Предлоги всегда пишутся раздельно.