Русский язык
3 класс (Часть 2)

Неопределённая форма глагола

181. Прочитайте. Найдите сходство и различие в значении каждой пары глаголов.

Г..ворить — пог..в..рить, ж..лать — пож..лать, спр..сить — переспр..сить, р..совать — нар..совать, м..розить — зам..розить, х..дить — ух..дить, см..треть — посм..треть, об..яснить — об..яснять, ехать — под..ехать.

  • Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните глаголы, которые отвечают на вопрос что сделать? Выделите в них приставки.

Глаголы, которые отвечают на вопросы что делать? что сделать?, стоят в неопределённой форме. Неопределённая форма — это начальная форма глагола.

Глаголы в неопределённой форме оканчиваются на -ть (решать, решить); -ти (нести, унести); -чь (печь, испечь).

182. Прочитайте.

Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда нечего сказать.

(И. Лафатер)

  • Какая мысль выражена в предложении? А что вы думаете об этом?
  • Спишите. Подчеркните глаголы в неопределённой форме.

183. Прочитайте стихи С. Михалкова.

      Книг заветные страницы
      Помогают людям жить,
      И работать, и учиться,
      И Отчизной дорожить.

  • Объясните, как вы поняли главную мысль этих строк. Подберите синонимы к слову Отчизна.
  • Спишите стихотворение или запишите его по памяти.
  • Подчеркните глаголы в неопределённой форме. В чём различие в лексическом значении слов учить и учиться?

184. Образуйте от данных глаголов однокоренные глаголы в неопределённой форме при помощи приставок.

Ск..зать — рассказать, пересказать; ч..тать — ...; ехать — ...; пр..сить — ...; зв..нить — ...; х..дить — ...; хв..лить — ...; работать — ... .

  • Запишите, вставляя пропущенные буквы. Обозначьте в словах ударение. Выделите в глаголах приставки.
  • Какие глаголы отвечают на вопрос что сделать? Подчеркните их. На какой вопрос отвечают другие глаголы в неопределённой форме?

185. Прочитайте стихи И. Пивоваровой.

      Звёзды в небе
      Светят —
      Золотой песок.
      Я считал песчинки —
      Сосчитать
      Не мог.

  • Что считал мальчик: звёзды или золотые песчинки? А в каких значениях употребляется в речи слово песок?
  • Спишите. Подчеркните глагол в неопределённой форме. Устно поставьте в неопределённую форму другие глаголы.

песо́к

186. Прочитайте. Подберите к каждому из слов антонимы.

Встречать — провожать, чёрный — ..., разрушить — ..., ругать — ..., смеяться — ..., весёлый — ..., день — ..., приехать — ..., молчать — ..., высокий — ..., юг — ..., приезд — ... .

  • Запишите пары антонимов, проверьте себя по словарю. Над каждым словом укажите часть речи. Подчеркните изученные орфограммы.

187. Прочитайте. Что обозначают эти выражения? Найдите правильный ответ в словах для справок.

1. Сидеть сложа руки. 2. Держать в уме. 3. Делать спустя рукава. 4. Навострить уши. 5. Надуть губы. 6. Задирать нос. 7. Беречь как зеницу ока.

    Слова для справок: сидеть, ничего не делая; сердиться, обижаться; делать небрежно, кое-как; постоянно помнить о чём-либо; зазнаваться, важничать; беречь, хранить заботливо, тщательно; приготовиться внимательно слушать.

  • Спишите. Подчеркните глаголы. Поставьте к ним вопросы.
  • Составьте предложение, в котором можно употребить одно из данных устойчивых сочетаний слов (фразеологизмов).

188. Прочитайте.

Пернатые гости

  1. В окно повеяло весною.
  2. Ребята ждут пернатых гостей.4
  3. В небе птицы!
  4. Гости занимают свои квартиры.
  • Определите по заголовку тему и главную мысль текста, который можно составить по данному плану. Продумайте содержание текста.
  • Составьте текст. Подготовьтесь его рассказать.
  • Какой текст получился: описание или повествование?

Рейтинг@Mail.ru