Русский язык
3 класс (Часть 2)

Что обозначает глагол?

169. Прочитайте.

  1. Художник, строитель, доктор, учитель, швея, маляр.
  2. Учит, шьёт, лечит, красит, строит, рисует.
  • Определите, к какой части речи относятся слова каждой группы. По каким признакам вы это определили?
  • Составьте и запишите нераспространённые предложения из данных слов. Подчеркните в предложениях основу.
  • Каким членом предложения является глагол?

170. Прочитайте.

      Умелые руки
      Покоя не знают.
      Они вышивают,
      Строгают, копают.
      Умелые руки
      Покоя не знают,
      Своим трудолюбием
      Мир украшают.
      Н. Сапаров)

  • Какова тема и главная мысль стихотворения?
  • Назовите глаголы. Что они обозначают и на какой вопрос отвечают? Запишите эти глаголы.
  • Составьте по рисунку предложения. Запишите их. Подчеркните глаголы. Над глаголами укажите часть речи: гл.
  • Какая из пословиц подойдёт к теме и главной мысли стихотворения: 1) Рукам воли не давай; 2) Рабочие руки не знают скуки. Запишите её.

Глагол - это часть речи, которая обозначает действие предмета. Глаголы отвечают на вопросы что делать? что сделать? что делает? что сделает? что делал? что сделал? что будет делать? и др.

171. Прочитайте. Озаглавьте текст.

Среди пингвинов есть и драчуны. Однажды один пингвин бежал мимо нашей палатки и налетел на пустой бидон. Бидон зазвенел. Пингвин обратно вернулся и опять налетел. Бидон звенит. Пингвин с криком на него налетает и бьёт крыльями. Я пингвина оттаскиваю от бидона, а он мне руки клюёт, злится.

За камнями жил пингвин-забияка. Он меня всегда поджидал и набрасывался. Вцепится клювом в сапог и клюёт, бьёт крыльями.

Когда я ходил за водой, брал с собой половник. Как забияка налетит — я его половником. Он очень половника боялся.

(Г. Снегирёв)

  • Объясните значение слова половник.
  • Назовите глаголы, обозначающие действия пингвина. В чём различие в значении слов налетел и налетает, звенит и зазвенит? Найдите в тексте глагол, близкий по значению глаголам встречаются, бывают.
  • Выпишите из предложений только глаголы. Подчеркните те, которые отвечают на вопрос что сделал?

172. Прочитайте. Запишите предложения, вставляя пропущенные глаголы.

      Дождик ....
      Глаз ....
      Ветер ....
      Солнце ....
      Гром ....
      Ухо ....
      Холодильник ....
      Печка ....

    Слова для справок: холодит, веет, греет, светит, глядит, мочит, слышит, гремит.

  • Составьте предложения о действиях других предметов.

173. Прочитайте.

1. Звонко ласточки щебечут. 2. Смотрит с неба месяц бледный. 3. Скоро солнце взойдёт. 4. Вот и лёд на речке треснул. 5. Верба нарядилась в белые серёжки. 6. В небо тучи набежали. 7. Скоро птички запоют.

(И. Суриков)

  • Дайте совет другу, как найти в предложениях глаголы. Назовите каждый глагол и вопрос, на который этот глагол отвечает.
  • Выпишите из предложений главные члены, ставя вопрос от подлежащего к сказуемому.

Образец. Ласточки (что делают?) щебечут.

174. Найдите в орфоэпическом словаре учебника глаголы. Произнесите их правильно.

  • Выпишите 3 группы глаголов, ставя перед каждым глаголом в скобках вопрос, на который он отвечает. Обозначьте в словах ударение.

Образец. (Что делать?) брать, (что делала?) брала, (что делали?) брали.

175. Прочитайте. Назовите сказку.

1. Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи — все слушают, как хвастается заяц... 2. Хихикнули молодые зайчата, засмеялись добрые старушки-зайчихи, улыбнулись старые зайцы. 3. Зайцы кувыркались, прыгали, скакали, перегоняли друг друга.

(Д. Мамин-Сибиряк)

  • Назовите слова, обозначающие действия зайцев. К какой части речи они относятся?
  • Найдите в предложениях глаголы-синонимы. Объясните, почему в первых двух предложениях автор употребил именно эти глаголы.
  • Выпишите глаголы. Выделите в них приставки. Подчеркните глаголы, которые отвечают на вопрос что сделали?

176. Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Сияло со..нце, вздыхала степь, блестела трава в бриллиантах дождя, и зол..том сверкала река. (М. Горький) 2. В небе чистом тихо светит сребристая луна. 3. Р..синки, как алмазы, на лист..ях горят. (А. Плещеев)

  • Найдите глаголы-синонимы. Что они обозначают? Подчеркните эти глаголы.
  • Прочитайте. Определите, в каких сочетаниях слов глаголы употреблены в переносном значении.

    Сверкнула молния, сверкнула мысль; горят звёзды, горят свечи; блестят глаза (от радости), блестят огни.

177. Прочитайте.

      А речка эта по лугам и склонам
      Летит, журчит, смеётся, как ребёнок,
      Звенит, лопочет, скачет по камням.
      (Р. Гамзатов)

  • Найдите глаголы. Чем они интересны? Почему автор использует именно такие глаголы?
  • К каким глаголам можно подобрать синонимы, антонимы?
  • Спишите. Подчеркните глаголы.

178. Прочитайте. В чём сходство и различие слов в каждой паре?

Завтрак — завтракать, р..бота — р..ботать, танец — т..нцевать, уж..н — уж..нать, синий — с..неть, р..сунок — р..с..вать, ж..лтый — ж..лтеть, бег — б..жать, кр..снота — кр..снеть.

  • Спишите, вставляя пропущенные буквы и ставя перед словами вопросы. Укажите над каждым словом, какой частью речи оно является.

за́втрак

179. Прочитайте отрывок из стихотворения Б. Заходера «Петя мечтает».

      ...Если б мыло Приходило По утрам ко мне в кровать И само меня бы мыло — Хорошо бы это было!

  • Соответствует ли название стихотворения приведённому отрывку? А о чём можно мечтать?
  • Какими частями речи являются выделенные слова?

180. Рассмотрите рисунки.

  • Расскажите, что вы видите на каждом рисунке.
  • Какой общей темой можно их объединить? Придумайте к ним название.
  • Составьте по рисункам 2-3 предложения. Запишите их. Подчеркните глаголы.
  • Какого типа текст можно составить по данным рисункам: повествование или описание? Сколько частей будет в тексте? Определите тему каждой части и всего текста.
  • Продумайте содержание текста. Придумайте к нему заголовок. Он должен отражать главную мысль текста.
  • Устно составьте текст по рисункам. Подготовьтесь его рассказать. Запишите составленный текст. Проверьте себя.

Рейтинг@Mail.ru