Русский язык
3 класс (Часть 2)

Род имён прилагательных

124. Прочитайте. Спишите, выделяя окончания имён прилагательных.

  • Определите род и число имён существительных. Можно ли сказать, что имя прилагательное в каждом словосочетании стоит в том же роде и числе, что и имя существительное?
  • Поставьте вопрос к каждому имени прилагательному.
  • Какая значимая часть в именах прилагательных указывает на их изменение по родам? Назовите окончания имён прилагательных мужского, женского, среднего рода.

Имя прилагательное всегда стоит в том же роде, что и имя существительное, с которым оно связано по смыслу:

Имя прилагательное в единственном числе изменяется по родам:

Изменение имён прилагательных по родам

125. Расскажите по таблице «Изменение имён прилагательных по родам», какого рода бывают имена прилагательные. По каким признакам можно определить их род?

  • На какой вопрос отвечают имена прилагательные женского (мужского, среднего) рода? Какие они имеют окончания? В форме какого числа имена прилагательные изменяются по родам?

Обратите внимание! У имён прилагательных мужского рода, отвечающих на вопрос какой?, окончание -ой всегда ударное, а окончания -ый, -ий всегда безударные.

126. Прочитайте.

      Детск... (рисунок, комната, пальто).
      Золот... (ключ, рожь, кольцо).
      Горяч... (вода, чай, молоко).
      Смел... (поступок, мысль, решение).

  • Составьте и запишите словосочетания имён прилагательных с именами существительными. Имя прилагательное поставьте в том же роде, что и имя существительное. Укажите род имён прилагательных, выделите их окончания.

127. Прочитайте. Объясните отгадки к загадкам.

      Шапочка алая,
      Жилеточка нетканая,
      Кафтанчик рябенький.
      (Курица)

      Красный цвет,
      Винный вкус,
      Каменное сердце.
      (Виноград)

  • Подготовьтесь записать загадки под диктовку (см. Памятку 5).
  • Определите род имён прилагательных. Выделите их окончания.
  • Объясните, как вы определяли род имён прилагательных.

128. Прочитайте словосочетания. какой?

, вкусное какао, летучая мыш.., белый леб..дь, лесная глуш.., красивый тюль, московское м..тро, ус..ная реч.., извес..ная ф..милия, ч..рный кофе, яичный шампунь.

  • Поставьте вопросы от имён существительных к именам прилагательным. Определите род имён прилагательных.
  • Спишите, вставляя пропущенные буквы. Выделите окончания имён прилагательных.
  • Укажите род имён существительных и имён прилагательных.

129. Составьте из слов каждой пары словосочетания, согласуя имя прилагательное с именем существительным в роде.

Летний, гроза; утренний, роса; горячий, молоко; лёгкое, ветерок; синий, небо; колючая, ёжик; весенний, облако; поздний, осень; душистый, сирень; ранний, утро; могучий, дерево.

  • Запишите составленные словосочетания. Укажите род имён прилагательных, выделите их окончания.

  • Проверьте написание окончаний имён прилагательных по таблице (см. выше).

130. Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные окончания имён прилагательных.

, дождевое облако — дождлив... погода, конн... спорт — конск... грива, болотн... трава — болотист... местность, грозов... облако — грозн... оружие, водн... гладь — водян... растение, рыбн... хозяйство — рыб... глаз.

  • Сравните однокоренные имена прилагательные по смыслу и по составу. В чём их различие?
  • Укажите род имён прилагательных, выделите их окончания.
  • Докажите, что вы правильно написали окончания имён прилагательных.
  • Составьте и запишите предложение с любым словосочетанием.

131. Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные окончания имён прилагательных.

Радости... весть, зимн... дорога, дремуч... лес, северн... ветер, весел... песня, утренн... роса, трескуч... мороз, горяч... молоко, верхн... одежда, вечерн... заря, интересы... книга, лёгк... туман, домашн... задание, ближн... озеро.

  • Докажите, что вы правильно написали окончания имён прилагательных. Укажите род имён прилагательных.
  • Скажите, к каким именам прилагательным можно подобрать синонимы, к каким — антонимы.

132. Прочитайте. Озаглавьте текст.

Рани... апрельск... утро. В небе начала разгораться ал... полоска зари. Утренн... в..т..рок пр..шумел в в..рш..нах берёз. В пр..драссветной мгле з..звучала тих... лесн... песенка. Это з..пела птичка зарянка. В её песне слышалась робк... радость и светл... весенн... грусть.

(Н. Сладков)

  • Почему птичку назвали зарянкой?
  • Запишите заголовок и текст, вставляя пропущенные буквы. Укажите род имён прилагательных.
  • Разберите третье предложение по частям речи (см. Памятку 4).
  • Выпишите из второго предложения словосочетание с именем прилагательным.

133. Прочитайте. Составьте словосочетания имён прилагательных с именами существительными.

      Добр... (человек, имя, дело).
      Горяч... (утюг, солнце, пора).
      Высок... (здание, урожай, награда).
      Свеж... (воздух, мясо, рубашка).
      Сладк... (пирог, сон, речь).
      Ранн... (утро, зима, птичка).

  • Запишите составленные словосочетания.
  • Выделите окончания имён прилагательных, объясните их написание. Укажите род имён прилагательных.
  • Подготовьтесь объяснить, как вы понимаете значение каждого словосочетания.

134. Прочитайте. Составьте словосочетания, заменяя имя существительное в скобках однокоренным именем прилагательным.

(Место) ж..тель, (земляника) варен..е, (звезда) небо, (дождь) утро, (опасность) д..рога, (прелесть) р..машка, (вкус) какао, (ярость) вет..р, (медведь) берлога, (заяц) к..пус..ка, (класс) комн..та, (известность) правило, (ненастье) п..года.

Образец. Местный житель, ... .

  • Запишите составленные словосочетания, вставляя пропущенные буквы.
  • Укажите род имён прилагательных. Подчеркните в словах изученные орфограммы.
  • Докажите, что вы правильно выполнили задания.

Рейтинг@Mail.ru