Русский язык
3 класс

Правописание суффиксов и приставок

239. Прочитайте. Какие из данных значимых частей слов являются суффиксами, а какие приставками?

  • Выпишите сначала приставки, потом суффиксы. Подчеркните в приставках и суффиксах орфограммы.

      Приставки: , ... .
      Суффиксы: , ... .

  • Подберите слова, в которых могут быть данные суффиксы и приставки.

      Слова с приставками: , ... .
      Слова с суффиксами: , ... .

Вспомните! Чтобы правильно обозначить буквой безударный гласный звук или парный по глухости-звонкости согласный звук в приставке или суффиксе, надо вспомнить, как пишется эта приставка или этот суффикс, или проверить его написание по словарю.

240. Прочитайте. Объясните отгадку к загадке.

      Расколи его — будет зёрнышко,
      Посади его — будет солнышко.
      (Подсолнечник)

  • В каких словах есть приставки? суффиксы? Выделите в этих словах все части слова.
  • Догадайтесь, почему растение так названо.

241. Прочитайте. Озаглавьте текст.

Как узнать чернику? Тоненький ст..белёчек тянется вверх. По ст..бельку, как крылышки, в разные стор..ны з..лёные маленькие листики. У листиков сидят черничники, чёрные яг..дки с синим пушком. Черничники похожи на мелкий г..рошек.

(М. Пришвин)

  • Спишите, вставляя пропущенные буквы.
  • Найдите в тексте слова с суффиксами -еньк-, -инк-, -ек, -ик, -ышк-, -к-.
  • Придумайте свой рассказ о каком-нибудь другом растении.

242. Прочитайте.

      орешек — орешки овражек — овражки чулочек — чулочки птенчик — птенчики ёжик — ёжики кирпичик — кирпичики

  • Произнесите каждую пару слов. В каком суффиксе при изменении формы слова гласный звук сохраняется, а в каком гласный звук исчезает, выпадает?
  • Сформулируйте правило: когда в слове пишется суффикс -ек, а когда - суффикс -ик.
  • Запишите слова так: сначала слова с суффиксом -ек, затем с суффиксом -ик. Выделите суффиксы.

Правописание суффиксов -ИК/-ЕК

  • В суффиксе -ик при изменении формы слова гласная буква сохраняется:

    билетик — билетики, билетика.

  • В суффиксе -ек при изменении формы слова гласная буква исчезает:

    горошек — горошка — горошки.

243. Прочитайте.

-Ек или -ик?

Ковр..к, замоч..к, клубоч..к, прут..к, луч..к, бараш..к, веноч..к, кармаш..к, ключ..к, внуч..к.

  • Обсудите, какие из этих слов имеют суффикс -ек, а какие - суффикс -ик. Какой оттенок значения вносят эти суффиксы в слово?
  • Запишите слова, вставляя пропущенные буквы.

244. Прочитайте.

1. Шёл, дождик, летний, тёплый. 2. Спрятались, дождя, мы, ёлкой, под, в, от, шалаше. 3. Прилетел, и, хохлатый, уселся, рябчик, над, шалашом. 4. Под, зяблик, устроился, веточкой, ели. 5. Ёжик, пришёл. 6. Пробежал, зайчик, мимо. 7. Дождик, что-то, ёлке, шептал, долго.

(М. Пришвин)

  • Составьте из слов предложения. Прочитайте. Получился ли у вас текст? Придумайте к нему заголовок.
  • Запишите заголовок и составленный текст.
  • Найдите слова с частью -ик. В каких словах это суффикс, а в каких - часть корня?

245. Прочитайте. Отгадайте загадки.

  1. Само с кулачок,
    Красный бочок
    (Я - - - - о)
  2. Был рожок .
    Стал кружок.
    (М - - - ц)
  3. Есть корешок, есть шляпка, но не гриб.
    (3 - - т)
  • Запишите любую загадку и отгадку по памяти. Проверьте себя. Обозначьте в словах ударение и суффикс -ок.
  • Подчеркните в словах букву перед выделенным суффиксом. Какой звук она обозначает в каждом из слов?
  • Сформулируйте правило: когда после шипящих пишется суффикс -ок?

Правописание суффикса -ОК

246. Прочитайте. Образуйте от данных слов однокоренные существительные при помощи суффикса -ок. Запишите слова парами. , жук — ..., творог — ..., паук — ..., друг — ..., каблук — ... .

  • Обозначьте в словах ударение, выделите корень и суффикс. Подчеркните в каждой паре слов буквы, обозначающие чередующиеся согласные звуки.

247. Прочитайте.

-Оньк- или -еньк-?

Берёз_а, реч_а, доч_а, лис_а, мел_ий, тон_ий, лёг_ий, Саш_а, Кол_а, Maш_a, кис_а, хорош_ий, глаз_и.

  • Определите, какой суффикс (-оньк- или -еньк-) надо написать в каждом слове.
  • Запишите, вставляя пропущенные суффиксы. Выделите их в словах.

248. Прочитайте стихотворение.

      Зашумела, разгулялась
      В поле непогода;
      Принакрылась белым снегом
      Гладкая дорога.
      (И. Никитин)

  • Что обозначают слова разгулялась, принакрылась?
  • Спишите или запишите стихи по памяти. Выделите в словах приставки. В каком слове две приставки?

249. Прочитайте слова парами. Сравните, как произносятся гласные и согласные звуки в приставках и какими буквами они обозначены на письме.

      вбежать — втолкнуть
      сделать — склеить
      отбить — открыть
      надрезать — надписать
      подвезти — подсказать
      обрубить — обсушить

  • Спишите глаголы, выделите приставки. Подчеркните в глаголах изученные орфограммы.
  • Составьте предложение с любым словом. Запишите его.

Обратите внимание! Написание приставок не зависит от произношения.

250. Прочитайте приставки. Почему их объединили в две группы?

  • Прочитайте глаголы. Выберите приставки, с помощью которых можно образовать новые глаголы.

    Клеил, ставил, грел.

  • Запишите любую группу однокоренных глаголов с приставками. Выделите приставки.

251. Прочитайте.

      вязать - п..р..вязать, з..вязать, д..вязать, н..двязать
      брать н..брать, з..брать, с..брать, в..брать
      лить - пр.. лить, д..лить, п..длить. ..тлить

  • Запишите группы однокоренных слов, вставляя пропущенные в приставках буквы.
  • Выделите приставки. Какие ещё глаголы можно образовать от выделенных слов с помощью других приставок?

252. Рассмотрите рисунки.

  • О ком или о чём можно составить текст по рисункам? Составьте текст по одному из рисунков или сразу по двум рисункам. Озаглавьте свой текст и запишите его.

253. Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.

      Глупый ...судит, а умный ...судит.
      Сам кашу ...варил, сам и ...хлёбывай.
      ...говорил, так надо ...говаривать.

  • Вставьте в слова подходящие по смыслу приставки за-, о-, рас-, до-, с-.
  • Запишите одну из пословиц по памяти. Проверьте себя.

254. Прочитайте песенку.

      Маленькой ёл..чке
      Хол..дно з..мой.
      Из лесу ёл..чку
      Взяли мы д..мой.
      Сколько на ёл..чке
      Шар..ков цветных,
      Роз..вых прян..ков,
      Ш..шек з..л..тых!
      (3. Александрова)

  • В какой части слов пропущены буквы: в корне? в суффиксе? Объясните их написание.
  • Запишите песенку по памяти.

255. Прочитайте.

Бел(и, е)нький, храбр(о, а)сть, осе(н, нн)ий, о(п, б)ходить, топор(и, е)к, овраж(и, е)к, шо(с, сс)е, подосин(а, о)вик, на(т, д)писать, ру(с, сс)кий, (ф, в)тянуть, (с, з)делать, по(т, д)снежник, ко(л, лл)екция, п(а, о)кормить, перев(и, я)зать.

  • Объясните, для какой значимой части слова нужно выбрать из скобок букву.
  • Запишите слова, правильно выбирая букву из скобок. Докажите, что вы правильно выполнили задание.
  • Найдите слово-название растения. Объясните, как оно образовано.

256. Прочитайте. Озаглавьте текст.

Из Москвы мне прив..зли небольшой перочинный ножич..к с к..стяной ручкой и двумя з..ркальными лезвиями. Одно лезвие п..больше, другое п..меньше. На каждом — ям..чка, чтобы з..цеплять ногтем, когда надо о..крыть.

(В. Солоухин)

  • Определите тип текста: это повествование или описание?
  • Спишите, вставляя пропущенные буквы. Выделите в словах приставки. Докажите, что задание выполнено правильно.
  • Составьте свой текст - описание предмета, который вам дорог. Подготовьтесь его рассказать.

Рейтинг@Mail.ru