Учебник для 3 класса
/Часть 1/

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

Правописание приставок и предлогов

257. Образуйте словосочетания, подбирая к глаголам подходящие по смыслу имена существительные.

      отплыл от ...
      постучал по ...
      подсунул под ...
      зашёл за ...
      пропел про ...
      надписал над ...
      доехал до ...
      скатился с ...
      наклеил на ...
      устроил у ...
      впустил в ...
      изгнал из ...

  • Запишите составленные словосочетания. Выделите приставки, обведите в кружок предлоги.
  • В чём сходство и различие в произношении и написании предлогов и приставок в каждом словосочетании?
  • Какова роль приставки в слове и предлога в словосочетании и предложении?

258. Расшифруйте и запишите поговорку. Объясните её смысл.

ЗАУШКОДАНАСОЛНЫШКО

  • Подчеркните предлоги.

Приставка - это значимая часть слова, пишется слитно: побежал. Между приставкой и корнем нельзя вставить слово.
Предлог - это самостоятельная часть речи, пишется раздельно с другими словами.
Между предлогом и следующим словом можно вставить другое слово или вопрос.
Шёл по тропинке — шёл по лесной тропинке; зашёл за товарищем — зашёл (за кем?) за товарищем.

259. Прочитайте.

1. (С)востока (по)тянул ветерок. 2. Далеко (в)лесу (за)кричала сова. 3. Туча краем (на)катилась (на)со..нце. 4. Муравьишка (до)лез (до)вершины берёзы. 5. Синичка (по)летала (по)комнате, (в)летела (в)клетку и стала клевать зерно.

  • Объясните, что дано в скобках: предлог или приставка.
  • Спишите без скобок. Выделите в словах приставки, подчеркните предлоги.

260. Прочитайте стихотворение Я. Козловского.

      Солнце (с)пряталось (за)бор.
      Галка села на (за)бор.

      Мы (у)виделись (у)дачи,
      (По)желали всем (у)дачи.

      Зависело б (от)мыла,
      Веснушки я б (от)мыла.

  • Найдите слова, которые произносятся одинаково. Что они обозначают? Как узнать, что дано в скобках: предлог, приставка или часть корня?
  • Спишите, раскрывая скобки. Подчеркните предлоги, в словах выделите приставки.

261. Прочитайте фразеологизмы.

      Как с неба (с луны) свалился.
      Покраснел до ушей.
      Сгорать от стыда.
      Как воды в рот набрал.
      Язык развязался.
      В час по чайной ложке.
      Оставляет желать много лучшего.
      Зарубить на носу.

  • Объясните, как вы поняли значение фразеологизмов.
  • Спишите. Выделите в словах приставки, подчеркните предлоги.
  • Составьте предложение или текст, используя в нём одно из данных устойчивых сочетаний (фразеологизмов).

жела́ть

Предлоги никогда не употребляются с глаголами: побежать по тропинке, закрыть за собой дверь.

262. Прочитайте.

Летучая рыба

Н..слась (п..д)водой рыба, сама себя хв..стом (п..д)гоняла.

(Разо)гналась, (и..)воды (вы)скочила, крыл..я-плавники (р..с)правила и (п..)летела... И обратно в воду — шлёп!

(С. Сахарнов)

  • Что дано в скобках: предлог или приставка? Объясните написание пропущенных букв.
  • Запишите без скобок. Выделите приставки, подчеркните предлоги.

263. Прочитайте.

  1. На, распевала, песенку, снегу, оляпка, негромкую.
  2. Приблизился, к, я, ней.
  3. Тут, слетела, к, и, птичка, в, проруби, нырнула, воду.
  4. Побежала, оляпка, дну, по.
  5. Перевернула, и, клювом, камешек, достала, водяного, жучка, она.
  6. Через, оляпка, из, минуту, другой, выскочила, проруби.

    (В. Бианки)

  • Составьте из слов предложения, а из предложений — текст. Озаглавьте его.
  • Запишите заголовок и текст. Выделите приставки и подчеркните предлоги с теми словами, к которым они относятся.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru