Учебник для 8-9 классов

Обществознание

§ 41. Духовная жизнь

  • Кому нужна духовная свобода?
  • Чем отличается духовно богатый человек от бездуховного?
  • Все ли люди имеют чувство собственного достоинства?

Вы уже знаете, что духовный мир личности отнесен к частной сфере потому, что за человеком признается право ограждать его от постороннего вмешательства.

Право человека на духовную свободу. В перечне гражданских прав, провозглашенных во Всеобщей декларации прав человека, а также в ст. 29 Конституции РФ одним из исходных является право на свободу убеждений. Почему?

Известно, что у человека в процессе жизни складываются свои собственные взгляды на мир, людей, самого себя, свое место в мире и свое собственное отношение (оценки) ко всему происходящему.

Твердые взгляды называются убеждениями. Вы часто говорите: «Я убежден в этом». Значит, вы уверены в своей правоте. Откуда же берется такая уверенность? Видимо, она основана на знаниях, полученных на уроках, из книг, кинофильмов, бесед с родителями, товарищами и другими людьми, а также на вашем собственном жизненном опыте — наблюдениях, переживаниях, мыслях, поступках, жизненном опыте ваших родителей, родственников, друзей.

Вы, наверное, замечали, что если высказанное кем-то мнение затрагивает ваши чувства, соответствует вашим потаенным, пусть мало еще осознанным, мыслям, если вы это мнение сами серьезно и всесторонне обдумали, то нередко оно становится вашим убеждением. А убеждение побуждает к действию, определенным поступкам. Вспомните свое впечатление, например, от романа А. Дюма «Три мушкетера». Многие из вас восхищались отвагой, мужеством и бескорыстием мушкетеров. Книга, задев ваши чувства, лучшие струны вашей души, видимо, вызвала желание научиться хранить доверенные вам тайны, быть благородным, храбрым, честным, смелым и находчивым. Не так ли?

И напротив, если какая-либо информация не вызывает интереса, ответных чувств, то вряд ли она станет одним из источников личного убеждения, вызовет стремление действовать. Недаром говорят: «Умом понимаю, а чувства молчат» («Душа не принимает»).

Подчеркнем еще раз: убеждения складываются благодаря работе вашего ума, вашим чувствам и оценкам (что хорошо и что плохо; что справедливо, а что несправедливо и пр.). Они рождают уверенность в своей правоте и побуждают к действию, определенным поступкам.

Смысл права на свободу убеждений состоит в том, что государство, иное лицо не навязывают человеку какого-либо одного (единственно правильного) взгляда на мир, на место человека в мире и не принуждают действовать в соответствии с этим взглядом. Каждый гражданин должен иметь возможность познакомиться с различными взглядами и точками зрения, на основе которых он сам, по собственной воле, формирует свои убеждения и избирает согласно этим убеждениям линию поведения, конечно, при условии соблюдения законов и нравственных норм.

Возможность гражданина выбирать соответствующий его убеждениям образ жизни и поведения предусмотрена и правом на свободу совести (право исповедовать любую религию или не придерживаться никакого вероисповедания). Это право, имеющее широкий смысл, будет подробно рассмотрено в дальнейшем. А сейчас лишь отметим, что оно, конкретизируя и дополняя право на свободу убеждений, тесно связано с правом на свободу мысли и слова.

Вместе с тем любое право, как вы знаете, не безгранично. Оно предполагает меру (предел) и ответственность за последствия его реализации: юридическую, нравственную, социальную.

Международный пакт о гражданских и политических правах устанавливает два условия правомерного ограничения свободы мысли, слова, убеждений: 1) на основании закона; 2) в целях охраны общественной безопасности, порядка и морали как основных прав и свобод других лиц.

Подведем итог: рассмотренные права не только ограждают, но и дают возможность духовно самовыражаться (выявлять свое «Я») во всех сферах — воспитывая ли детей, занимаясь ли предпринимательством, создавая ли книги, фильмы, выступая ли на любые темы и пр. Это и есть не что иное, как право человека на духовную свободу, свободу мыслей и чувств.

Что значит быть духовно богатым, цельным человеком? Однажды один из ваших сверстников, воспользовавшись правом на свободу убеждений, мысли, слова и совести, прислал письмо в газету, в котором писал: «В последнее время стали часто говорить о нравственности. А по-моему, такие понятия, как милосердие, сострадание, жалость,— пережиток прошлого. Это пошло от церкви. Я не верю в Бога и считаю, что главное — умственное развитие, а не нравственное. Жалость никому не нужна, так как разумный человек помогает людям разумом, а не жалостью».

На это письмо откликнулась читательница Наталья С. Приведем фрагмент ее размышлений: «Мне искренне жаль вот таких, как Игорь, рационалистов, хотя понимаю, что жалость для них — анахронизм, т. е. пережиток старины. Жаль потому, что они не умеют чувствовать и превращаются в машину — робота. Это вовсе не означает, что я против умственного развития, напротив, двумя руками «за». Но по собственному опыту знаю, что для них, как правило, важно «иметь», а не «быть». Что я понимаю под этим? Желание во что бы то ни стало обладать не важно чем: деньгами, вещами и пр. А вот быть, быть человеком: любить, страдать, сочувствовать — им, к сожалению, не дано. Разве бездушные люди могут быть духовно богатыми?»

Итак, высказаны два противоположных суждения о роли чувств и нравственности в духовном развитии личности.

Автор первого письма считает, что главное — умственное развитие, а проявление чувств и нравственности — пережиток прошлого.

Автор второго не отрицает умственного развития, но полагает, что без воспитания чувств и нравственности человек не может быть духовно богатым. Кто из них прав?

Видимо, права Наталья С. Давайте поразмышляем.

В самом деле, внутренний мир личности не случайно назван духовным, а не просто умственным, рассудочным, что входит в понятие «интеллектуальный». Духовность предполагает тесный союз ума, чувств и их согласованность с нравственностью.

Как же складывается духовное богатство личности? Оно зарождается тогда, когда человек начинает размышлять о явлениях духовного порядка: что есть вера, любовь, добро, справедливость и пр. Он спрашивает самого себя со всей строгостью: «Кто и какой я?», «Что во мне дурного?», «Кем и каким хочу быть?».

Да, задать себе такие вопросы трудно, ответить на них еще труднее, потому что в этом случае надо уже понимать, что хорошо и что плохо.

Но одного лишь понимания, конечно, мало: нужен поступок, доброе дело. В противном случае все может обернуться неискренностью, даже грубым цинизмом, т. е. отрицанием общепринятых правил нравственности. Есть немало людей, хорошо понимающих, что поступают плохо, дурно, низко, но, заглушая голос совести, продолжающих подличать. Такой тип людей много раз описан в литературе. Может быть, вы сами приведете примеры? Возможно, вы прочитаете или посмотрите пьесу русского драматурга А. Вампилова «Утиная охота». Один из героев драмы, некто Зилов, совершив подлость, тут же, не смущаясь, называет это подлостью; выкажет бессердечие — и бьет себя в грудь: «У меня нет сердца». Но совесть не досаждает ему. А ведь совесть — важнейшая нравственная опора человека. Глубина совести измеряется способностью к раскаянию. На раскаяние Зилов, к сожалению, не способен: получает от отца телеграмму с просьбой приехать проститься перед смертью и не едет, и умер отец — не едет, ибо над его могилой не миновать кой о чем спросить себя, а ему это неприятно.

Духовно богатый человек всячески сопротивляется тяжелым жизненным обстоятельствам и терпеливо, преодолевая трудности, страдая, ошибаясь и раскаиваясь, сеет вокруг себя доброе и вечное. Духовное богатство не позволяет человеку заглушить голос совести, притупить в себе сострадание, почитание родителей, жалость и другие нравственные чувства. Напротив, оно предполагает взращивание этих чувств в своем сердце, постановку ума под их «наблюдение».

Утверждение человеческого достоинства в межличностном общении. В непосредственном межличностном общении люди хотят прежде всего быть понятыми и оцененными по достоинству. Это стремление, считают многие ученые, является глубочайшим свойством человека.

Что означает человеческое достоинство и как оно утверждается в межличностном общении?

Представление о достоинстве личности исходит из того, что каждый человек по своей человеческой природе — умению мыслить, чувствовать, страдать, любить, радоваться и пр.— способен быть нравственным — справедливым, добрым, милосердным и т. д. В этом, прежде всего нравственном, начале заложено человеческое предназначение. Поэтому каждый из нас является ценностью и имеет равное с другими людьми право на уважение.

Следовательно, человеческое достоинство есть уважение к человеку, основанное на признании его ценности как нравственной личности; уважение к самому себе, основанное на своих положительных качествах. Чувство собственного достоинства является формой самоконтроля, когда человек измеряет себя, свою жизнь и поступки мерилом нравственности. Возникает ответственность перед самим собой. Вам, наверное, приходилось слышать: «Я не поступлю так. Это ниже моего достоинства».

Следовательно, чувство собственного достоинства характерно для людей духовно богатых. Человек, обладающий чувством собственного достоинства, никогда не позволит себе грубости и хамства, т. е. самоутверждения ценой принижения другого человека (возвышения в ущерб людям). Напротив, он общается на равных, так как для него характерны терпимость и уважительное отношение к людям, честность, доброта и отзывчивость, отказ от дешевых эффектов, отвращение к фальши и жестокости. А самое главное — неподдельный интерес к человеку, способность разглядеть в нем лучшее и искренне признать его положительные стороны. Обратите внимание: речь идет не о высокомерии, подозрительности, недоверии к людям и поиске недостатков в них, а о стремлении увидеть лучшие стороны человека и в чем-то поучиться у него.

Искренняя похвала достоинств других людей как проявление чувства собственного достоинства создает особую теплоту и доверительность в общении, является его важнейшей заповедью. «Давайте говорить друг другу комплименты»,— призывает поэт Булат Окуджава.

Ну, а если я убежден, спросите вы, что мой друг не прав? Как сказать ему об этом, не вызывая ссоры? Прежде всего никогда не говорите людям, что они не правы, как советует знаменитый американский специалист в области человеческих взаимоотношений Дейл Карнеги, ибо тем самым вы даете почувствовать собеседнику свое превосходство над ним. Если человек делает заявление, которое вы находите неправильным, то лучше начать со слов: «Подумайте только, а я-то считал иначе, но, возможно, я ошибаюсь». Это вызовет у него желание признать, что и он может ошибаться.

Попытайтесь также понять точку зрения своего собеседника, посмотреть на вещи его глазами. Тогда, может быть, вы в чем-то и поймете его, согласитесь с ним, а он — с вами.

Обобщим сказанное: достоинство человека и подлинно человеческое общение между людьми — нерасторжимые понятия. Достоинство реализуется лишь в общении, а подлинно человеческое общение утверждает и развивает чувство собственного достоинства.

    Основные понятия

  • Право на свободу мысли, слова, убеждений; человеческое достоинство.

    Термины

  • Убеждение.

Вопросы для самопроверки

  1. В чем смысл и значимость права на свободу убеждений, мысли, слова и совести?
  2. Что значит быть духовно богатым человеком? Дайте обобщенную характеристику духовно богатого человека.
  3. Почему человеку необходимо право на духовную свободу? Аргументируйте свой ответ.
  4. Что такое человеческое достоинство и чем оно отличается от чувства собственного достоинства?
  5. Как утверждается и развивается достоинство личности в межличностном общении?

Задания

  1. Один из ваших сверстников прислал в редакцию газеты письмо следующего содержания:

      «Я человек необыкновенный, как принято выражаться, супермен. Учусь в ПТУ. Я еще с детских лет поставил себе задачу стать лучше всех. И думаю, что цели добился. Теперь мои данные: рост 174 см, объем груди — 80 см, вес 65 кг. Я многое могу: могу ломать кирпичи руками, ногами, головой. Отлично владею своим телом, могу водить автомобиль, владею восточным единоборством. Моя мечта — служба в войсках спецназначения. Для этой цели я тренировал не только тело, но и дух. С детских лет я воспитывал в себе жестокость, избивал одноклассников, держал в страхе всю школу, а теперь и ПТУ.

      У меня железное здоровье. Куда же мне обратиться, чтобы исполнить свою мечту?»

      Считаете ли вы автора письма духовно богатым человеком? Аргументируйте свой ответ. Как вы оцениваете поставленную им цель и пути ее достижения? Объясните почему. Считаете ли вы, что автор письма избрал правильное направление саморазвития для достижения своей мечты? Аргументируйте свой ответ. Попытайтесь заглянуть в будущее и обрисовать возможный образ жизни автора данного послания.

  2. Н. В. Гоголь писал: «Ум не есть высшая в нас способность. Его должность не больше, чем полицейская: он может только привести в порядок и расставить по местам все то, что у нас уже есть». Раскройте, как вы понимаете, смысл этого суждения.
  3. М. Монтень в своей книге «Об искусстве жить достойно» писал: «Мы обладаем душой, способной общаться с собой; она в состоянии составить себе компанию; у нее есть на что нападать и от чего защищаться; что получать и что дарить. Нам нечего опасаться, что в этом уединении мы будем коснеть в томительной праздности».

    Объясните, как вы понимаете, к чему призывает Монтень своих читателей. Считаете ли вы полезным для себя следовать советам мудреца? Если да, то почему?

  4. Составьте небольшой диалог, иллюстрирующий нарушения правил межличностного общения. Поясните, какие именно правила были нарушены.
  5. Древнегреческому баснописцу Эзопу принадлежит следующая басня:

    «Поспорили однажды солнце и ветер о том, кто сильнее. Ветер сказал: «Я сильнее и докажу это. Видишь вон там старика в плаще? Бьюсь об заклад, что мне скорее удастся заставить его снять плащ, чем тебе».

    Итак, солнце зашло за тучу, а ветер начал дуть. Но чем сильнее дул ветер, тем плотнее старик запахивал на себе плащ. Ветер стих и прекратился.

    Тогда солнце выглянуло и, добродушно улыбаясь старику, направило на него свои лучи. Вскоре старику стало жарко, и он снял плащ. Так солнце выиграло в споре с ветром».

    Раскройте мораль этой басни.

 

Рейтинг@Mail.ru