Учебник для 8-9 классов

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

       

§ 42. Свобода совести

  • Означает ли право на свободу совести возможность действовать согласно своим собственным представлениям о добре и зле?
  • Не ущемляется ли право на свободу совести в связи с отделением церкви от государства и школы от церкви?
  • Не означает ли свобода совести «свободу бессовестности»?

Вам известно, что у человека складываются свои собственные взгляды на мир, людей, самого себя, свое место в мире, свое отношение к происходящему, т. е. мировоззрение.

Напомним, что твердые взгляды называются убеждениями. Они складываются на основе наших знаний, ума, наших чувств и оценок, наших поступков.

Большое место в формировании убеждений принадлежит вере.

Что такое религиозное верование? Слово «вера» имеет два аспекта, два смысловых оттенка. Один из них фактически отождествляет слово «вера» со словом «доверие». Речь идет о доверии к своему внутреннему убеждению. Оно возникает благодаря интуиции человека и может быть опровергнуто или доказано через какое-то время. Например, многие молодые люди, поступающие в средние специальные и высшие учебные заведения, на вопрос о том, почему они хотят избрать именно эту (а не другую) специальность, отвечают: я уверен, что из меня выйдет хороший врач, или актер, или инженер, или механик и т. д. Эта уверенность (при наличии, конечно, трудолюбия) в дальнейшем помогает человеку преодолевать трудности и достигать высокого профессионализма.

В другом значении слово «вера» имеет религиозный оттенок и употребляется значительно чаще. Кстати, во многих языках «вера» и «религия» — синонимы.

Что же понимается под религиозным верованием? Прежде всего внутренняя убежденность в существовании высшей силы, Бога (или богов). Бога, сотворившего мир (или, по крайней мере, управляющего им), даровавшего нормы морали, устрашающего и утешающего, карающего или вознаграждающего.

Религиозное верование предполагает принятие определенных утверждений (догматов), например, об устройстве и происхождении мира, а также правил поведения во всех сферах жизни как идущих от Бога. Поэтому они принимаются в качестве абсолютно достоверных во все времена.

В религиозных учениях, скажем христианстве, буддизме, мусульманстве, правила поведения (нормы морали) формируются либо прямо (Моисеевы заповеди, Нагорная проповедь Христа), либо преподносятся в форме притч (в данном случае: религиозное поучение), часто излагающих чудеса.

Именно вера в чудеса, в сверхъестественное, в возможность чуда, совершаемого Богом, признание и принятие невидимой реальности как существующей (например, рая или ада) являются необходимым элементом религиозности. Так, святой Августин говорил: «Невозможно разумно рассуждать против чудес». Иными словами, нужно либо поверить в чудеса вопреки разуму, либо отказаться от религиозности. Вера вопреки разуму, считают религиозные люди, дается свыше как «откровение», т. е. знание, исходящее от Бога.

Значит, религиозное верование в отличие от веры-интуиции не только допускает противоречия с реально существующей практикой, но, более того, предполагает восприятие чудес, сверхчувственного бытия как реальности. Религиозный человек верит, что началом мира, его сердцевиной является Бог. Он (Бог) — «высшая инстанция», источник силы и помощи, дающий человеку возможность быть услышанным и понятым. Поэтому служение Богу и выполнение его повелений, считают верующие, составляет смысл человеческой жизни.

Таким образом, религия (религиозное верование) является одним из вариантов поиска и понимания смысла мира и жизни, одним из возможных мировоззрений.

В чем состоят притягательная сила и гуманистический смысл религии? Долгое время деятели церкви, люди верующие именовались в нашем Отечестве «нашими идеологическими противниками». Их взгляды упрощались, подавались в карикатурном виде. Считалось, что религия — «опиум народа», «фальшивые цветы на цепях человечества».

Сегодня в обществе происходит своеобразная реабилитация религии и религиозного мировоззрения. Наряду с традиционно верующими существуют верующие особого склада. Среди них немало высокообразованных людей, в том числе ученых-естественников, в сознании которых совмещаются научные представления о мире, стремление рационально осмыслить действительность с религиозным верованием.

Они признают существование не столько личности Бога, например Христа, сколько некоей высшей духовной силы, надмирового разумного начала — Абсолюта, который определяет наше нравственное поведение. Следовательно, верующие нового склада принимают лишь общую гуманистическую направленность вероучения, т. е. рассматривают религиозные нормы морали в качестве абсолютных ценностей.

Сущность прав человека и гражданина на свободу совести и вероисповедания, пути их реализации, характеристика роли религий в истории народов России, правовое положение религиозных объединений закреплены законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997). Важнейшие положения закона сформулированы в его преамбуле. Закон подтверждает право каждого на свободу совести и вероисповедания, а также на равенство перед законом, независимо от религии и убеждений. Закон указывает, что Российская Федерация является светским государством. Закон признает особую роль религии в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры, уважает христианство, ислам, буддизм, иудаизм, составляющие, как отмечено в законе, неотъемлемую часть исторического наследия народов России. В законе подчеркивается важность содействия достижению взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания.

Отметим, что даже последовательные атеисты (люди, отрицающие существование Бога, Абсолюта, невидимого мира) убеждаются в том, что в священных книгах зафиксировано немало мудрости, накопленной за тысячелетия существования человека, что придает религии неповторимую притягательную силу.

В религиях, в священных книгах воплощены многие элементы мировой культуры, это не только храмовое зодчество и духовная музыка, иконопись и утварь, религиозная философия и религиозная поэзия. Это еще и культурно-национальная традиция, тот образ жизни, те устои, которые религия веками сохраняла, которые передавались от поколения к поколению. Крещение, причастие, воскресная обедня, порядок религиозных празднеств и связанные с ними обычаи, посты, особенности кухни не только предписания религии, но и часть многовекового жизненного уклада, это — национальная традиция. А традиция, как вы знаете, не создается в однолетье, и полный отказ от нее означает ослабление национальных корней.

Все это усиливает притягательную силу религии.

Право на свободу совести и ее гарантии. Итак, мы выяснили, что в настоящее время в обществе преодолеваются догматические представления о сущности религии, а также предвзятое отношение к верующим. Гражданин самостоятельно решает: быть ли ему приверженцем атеистических (т. е. отрицающих религиозную веру) убеждений или религиозных; какой именно религии следовать; выполнять ли религиозные обряды или не выполнять; требуется ли ему для безусловного соблюдения моральных норм божественный авторитет или не требуется.

Вы, наверное, обратили внимание на то, что свободный выбор этих решений касается духовной жизни гражданина, в том числе ее нравственного аспекта. Не случайно свобода такого выбора закреплена правом, получившим название права на свободу совести. Оно, так же как и право на свободу убеждений, мысли и слова, относится к гражданским правам и предполагает свободу религий и атеизма, отсутствие единой, обязательной для всех религиозной веры или обязательного неверия.

Значит, право на свободу совести нельзя понимать в буквальном смысле. У заядлого преступника, например, могут быть свои представления о добре и зле, его «совесть» может одобрить то, что, с точки зрения большинства людей, является несомненным злом. Поэтому свобода совести, понятая буквально, могла бы означать и «свободу бессовестности».

Подчеркнем еще раз, необходимо отличать морально-философское понятие «совесть» (способность личности к критической эмоционально-нравственной самооценке своих склонностей и поступков) от юридического понятия «право на свободу совести».

Последнее определяет прежде всего отношение человека к религии. В этой связи напомним, что свобода нравственного выбора рассматривается как возможность человека самому решать, придерживаться ли ему атеистических или религиозных взглядов на происхождение морали. Вместе с тем любой из вариантов решения предполагает признание норм морали в качестве единых, обязательных для выполнения общечеловеческих ценностей.

Мы рассмотрели общий смысл права на свободу совести.

Наиболее полно содержание этого права раскрывается в ст. 18 Всеобщей декларации прав человека и ст. 18 Международного пакта о гражданских и политических правах. Оно включает следующие свободы: а) принимать религию или атеистические убеждения по своему выбору; б) иметь религию или убеждения; в) менять религию или убеждения; г) исповедовать религию или убеждения как единолично, так и сообща, публичным или частным порядком в учении, богослужении; д) отправлять культы или выполнять религиозные и ритуальные обряды; е) обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей родителями или законными опекунами в соответствии со своими убеждениями.

Итак, согласно международным стандартам прав человека, каждый может принимать, иметь, менять и распространять религиозные убеждения (как и атеистические). Не ущемляется ли это право в связи с отделением церкви от государства и школы от церкви, утверждением светского характера системы государственного образования? Ведь в международно-правовых актах не содержится требований обязательного отделения церкви от государства! Не так ли?

Да, это так. Однако во всех международных пактах о правах человека зафиксирован принцип равенства граждан независимо от их отношения к религии. Он является ведущей гарантией обеспечения права на свободу совести.

Последовательное проведение в жизнь данного принципа предполагает отделение церкви от государства и школы от церкви.

Иными словами, государство не вмешивается в дела религиозных организаций и не возлагает на них осуществление государственных функций, а религиозные организации не вмешиваются в дела государственных учреждений, в том числе государственных школ. Это позволяет достичь подлинного равноправия верующих и атеистов. В самом деле, разве интересы атеистов не были бы ущемлены с введением во все школы религиозного воспитания? Кстати, в тех странах, где существуют государственные церкви и религии, в той или иной степени затрудняется осуществление полного равноправия верующих и атеистов. Вот почему отделение церкви от государства и государственной школы от церкви рассматривается в качестве еще одной гарантии обеспечения права на свободу совести.

Для того чтобы не ущемлять интересы верующих, в законодательстве может предусматриваться два вида религиозного обучения: 1) в некоторых негосударственных учебных заведениях, частным образом на дому или при религиозном объединении; 2) факультативно по желанию граждан в любом учебном заведении.

Кроме того, во всех школах допускается преподавание религиоведческих дисциплин, имеющих информационный характер, без совершения религиозных обрядов. В процессе изучения этих дисциплин происходит знакомство с ролью различных религий, философий, мировоззрений в развитии культуры и нравственности. Тем самым прививается терпимость и уважение к людям, имеющим различные религиозные, атеистические или иные мировоззренческие убеждения. (Согласны ли вы с тем, что такое качество необходимо всем людям? Аргументируйте свой ответ.)

«Ну а правомерно ли религиозное или атеистическое воспитание детей без согласия родителей?» — поинтересуются некоторые из вас. И как быть, если, скажем, родители настаивают на религиозном обучении своего ребенка, а он, 14-летний подросток, сопротивляется этому, так как хочет иметь светское образование?

В международных актах закрепляется норма, согласно которой не допускается навязывание ребенку религиозного сознания или атеистических убеждений вопреки желанию родителей. Причем руководящим принципом являются интересы ребенка.

Итак, свобода совести является одним из основных гражданских прав человека и означает прежде всего свободу индивидуума от любого идеологического контроля, право каждого самостоятельно выбирать для себя систему духовных ценностей.

    Основные понятия

  • Свобода совести.

    Термины

  • Религиозное верование.

Вопросы для самопроверки

  1. Что такое религиозное верование?
  2. Чем отличается религиозная вера от веры-интуиции?
  3. В чем притягательная сила религии?
  4. Раскройте гуманистический смысл религии.
  5. Что означает право на свободу совести? Объясните, почему его относят к группе гражданских, ограждающих прав.

Задания

  1. Л. Н. Толстой считал, что Бог есть идея, Бог есть любовь, но церковная обрядовость — это остатки идолопоклонничества, которые он высмеивал и отвергал (за что и был отлучен от официальной православной церкви). При всей неопределенности его конкретных представлений о Боге, он признавал моральные догматы учения.

    Правильно ли считать Л. Н. Толстого человеком верующим? Аргументируйте свой ответ.

  2. В своих «Воспоминаниях» А. Д. Сахаров писал: «Я не знаю, в глубине души, какова моя позиция на самом деле, я не верю ни в какие догматы, мне не нравятся официальные церкви... В то же самое время я не могу представить себе Вселенную и человеческую жизнь без какого-то осмысляющего начала, без источника духовной «теплоты», лежащего вне материи и ее законов. Вероятно, такое чувство можно назвать религиозным».

    Подумайте, противоречат ли размышления А. Д. Сахарова суждениям о наличии верующих особого склада. Аргументируйте свой ответ.

  3. В последнее время государственные средства массовой информации стали широко транслировать богослужения, передавать религиозные проповеди. Выскажите свое мнение, может быть, было бы более правомерно предоставить церкви, религиозным и атеистическим организациям возможность учредить свои, независимые средства массовой информации. Аргументируйте свой ответ.
  4. Недавно к директору одной из российских государственных школ пришла группа родителей с предложением ввести в старших классах религиозное образование и воспитание.

    Предположите, как поступил директор школы и почему.

  5. Вы разговариваете со своим сверстником. Он возмущается, что в учебных пособиях по гуманитарным дисциплинам слишком много, с его точки зрения, информации о религиях. «Зачем мне, атеисту, это надо? — спрашивает он.— Разве закон разрешает насильственно внедрять религиозное воспитание? Ведь государственная школа в нашей стране отделена от церкви».

    Назовите, какие дополнительные сведения вы должны получить от своего сверстника, прежде чем ответить на его вопросы. Что вы скажете ему в ответ?

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru