Учебник для 8-9 классов

Обществознание

§ 31. Правовое государство: Право выше власти

  • Зачем соединять силу и справедливость?
  • Кто выше: право или власть?
  • Всеобщая связанность законом — в чем смысл?
  • Зачем разделять единую власть?

Замечательным достижением демократического устройства власти является правовое государство — о нем пойдет речь в этом параграфе.

Однако прежде напомним некоторые общие сведения о государстве.

Государство осуществляет публичную (всеобщую) власть в стране. Для управления страной государственная власть принимает решения, которые обязательны для всех граждан и учреждений.

Государство пользуется суверенитетом в осуществлении власти на территории своей страны, во внутренней и внешней политике. «Суверенитет» — значит независимость, самостоятельность, «суверенный» — независимый, самостоятельный. Объявив о суверенитете, государство тем самым заявляет о своем праве представлять всю страну, а также издавать законы и другие государственные юридические документы, осуществлять правосудие, взыскивать налоги, содержать армию и правоохранительные органы — суды, прокуратуру, милицию, органы безопасности, налоговую полицию, таможенные органы и др.

Для претворения в жизнь своих решений (а это самое трудное, ибо решение легче принимать, чем выполнять) государство нанимает специальных работников — государственных служащих, чиновников. Они трудятся в государственных учреждениях — органах государственного управления: министерствах, комитетах, ведомствах, департаментах, а также в армии, органах охраны общественного порядка и государственной безопасности. Эти учреждения принято называть государственным аппаратом. Чем выше компетентность, т. е. квалификация, профессиональный уровень, авторитет его работников, тем полнее воплощаются в жизнь государственные решения. (Более обстоятельная характеристика государства была дана в § 25 «Гражданин и государство». Вспомните признаки государства, его формы, политические режимы.)

Это самая общая характеристика государства. Если же вы захотите разобраться в сути какого-либо конкретного государства, вам нужно будет выяснить: в чьих руках находится власть, т. е. кого она представляет — весь народ или только какую-то группу, партию; чьи интересы эта власть выражает и защищает — всего народа или отдельных групп? Главное же, что необходимо выяснить,— каково положение человека, гражданина: обладает ли он всей полнотой прав и свобод, защищен ли правовыми законами от любого произвола, в том числе и со стороны государства. Только при этом условии можно разобраться в сути того или иного государства.

Сегодня в мире существует ряд государств, в которых можно увидеть признаки правового государства. И хотя такое государство все еще, пожалуй, остается идеалом для человечества, наука уже многое знает о нем и продолжает активно разрабатывать теорию правового государства.

А возникла эта теория много столетий назад. Заглянем в историю учения о правовом государстве, познакомимся хотя бы с некоторыми из великих открытий, сделанных человечеством в поисках справедливого общественного устройства.

Соединение силы и справедливости. Как вы знаете из курса истории, уже в древности с появлением государства народ хорошо почувствовал на себе его беспощадную силу. Принуждение, а нередко и насилие стали характерными чертами государственного управления.

И вполне естественно, что тогда же люди поняли: жизнь была бы куда лучше, если бы сила, которой обладало государство, находилась в согласии со справедливостью.

Возникла великая идея соединения силы государства и справедливости права. Разумно устроенным представлялось людям такое государство, в котором право поддерживается и защищается самим государством. Тогда государство становится справедливым, правовым.

Если вы познакомитесь с трудами величайших мудрецов античности Платона (427—347 до н. э.), Аристотеля (384—322 до н. э.), Цицерона (106—43 до н. э.), вы узнаете, как зарождалось и развивалось учение о правовом государстве.

Платон, размышляя о государстве и законе, полагал, что государство вообще возможно только там, где господствует справедливый закон. В справедливых законах Платон усматривал спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги. Его ученик Аристотель также отстаивал мысль о необходимости господства справедливых законов, права. Там же, где отсутствует власть права, утверждал философ, не может быть и разумно организованного государства.

Подумайте подтверждает ли история идеи философов. Подкрепите свои соображения конкретными примерами.

Римского мыслителя Цицерона волновал вопрос: где находится источник права, откуда оно исходит? И он пришел к мысли: источник права — народ. Людям, как Божьим творениям, рассуждал философ, от природы присущи разум, право, справедливость. Поэтому право — это естественное право, данное от рождения.

Обратите внимание: философ убежден, что право человеку никем не даровано, оно принадлежит ему потому, что он человек.

А как соотнести право и власть, т. е. кто кому должен подчиняться? Цицерон пришел к выводу, сблизившему его с идеями других античных мыслителей: право должно быть выше власти. Это значит, что государство должно иметь такое устройство, при котором не только рядовые граждане, но и сама власть подчинены праву.

Замечательная эта мысль опирается прежде всего на идею естественного права. Государство обязано признать незыблемость и неотъемлемость прав человека, уважать и защищать их. Цицерон был убежден, что право появилось раньше, чем государство и писанные им законы. Именно право стало источником и основанием государства. Поэтому государство, сделал он вывод, есть дело народа (по-латыни — res populi; отсюда произошло слово «республика») и должно подчиняться праву. Законы, издаваемые государством, также должны соответствовать интересам народа, его естественному праву — только такие законы справедливы.

Под действие закона должны попадать все, в том числе и само государство! — таков основной принцип, сформулированный Цицероном. Иначе говоря, все должны быть равны перед законом.

Вместе с тем философ предупреждал, что гражданин должен уметь защищать свои права.

Как вы полагаете, чему можно сегодня поучиться у римского гражданина, жившего более 2000 лет тому назад?

Завершая наш разговор об идее соединения силы государства и справедливости права, отметим, что она не осталась лишь теорией на бумаге. Уже в античной Греции предпринимались попытки воплотить ее в жизнь. Особая заслуга принадлежит в этом известному вам по истории афинскому правителю Солону. Он утверждал, что освободил всех граждан, а достиг этого властью закона, силу с правом сочетая. (Вспомните, кого в античной Греции считали гражданами.)

Словам Солона вполне можно доверять, ибо у нас есть великий свидетель — сам Аристотель, с почтением называвший Солона родоначальником античной демократии.

Таков урок правовой мудрости: демократия (т. е. народовластие) как наиболее справедливое устройство государства неотделима от права (справедливости) и власти закона, который сам должен быть основан на праве, т. е. быть правовым законом.

Власть в правовом государстве. Продолжим, однако, наше путешествие в историю правовых идей. Развивая учение о правовом государстве, мыслители решали множество труднейших вопросов. Сама жизнь убеждала: без четкой организации власти, без строгого определения задач различных органов власти (кто и что должен делать, за что должен отвечать) не будет демократического порядка в обществе. А значит, не будет ни господства права, ни правовых законов, ни нормальной жизни вообще.

И тут нас вновь ждут великие открытия.

Еще в IV в. до нашей эры Аристотель понял, что в государстве должно быть три элемента: одни люди должны принимать законы, другие — управлять, а третьи — следить за выполнением законов и судить нарушителей. Так родилась великая идея, которая позже будет названа теорией разделения властей.

Известный французский просветитель Ш. Монтескье (1689— 1755), исходя из этой теории, всю власть в государстве строго делил на три вида: законодательную (создающую законы), исполнительную (приводящую законы в исполнение) и судебную (которая судит нарушителей закона). Это необходимо для того, чтобы различные власти взаимно контролировали и сдерживали (обратите внимание на слово «сдерживали»!) друг друга. Если же вся власть будет сосредоточена у одного лица или учреждения, свободы не будет, а будет произвол, тирания.

В заключение краткого экскурса в историю обратимся к мыслям великого И. Канта, имя которого вам хорошо известно. Он считал, что государство — это союз множества людей при господстве права.

Он даже сформулировал категорический императив в сфере государственного устройства: государство должно быть правовым, с разделением властей (кстати, и сам термин «правовое государство» одним из первых стал применять именно Кант).

К идеям Канта и его великих предшественников много раз обращались передовые мыслители всех стран мира, общими усилиями вырабатывая учение о справедливом устройстве государства.

Итак, мы завершаем краткое знакомство с великими открытиями в сфере права.

Идея соединения силы государства и справедливости права — идея правового государства — входит в золотой фонд общечеловеческих ценностей.

Признаки (принципы) правового государства. К числу важнейших признаков правового государства наука относит, как минимум, три: верховенство права (правового закона), незыблемость прав и свобод человека, разделение властей.

Первый признак означает, что и человек, и все общественные организации, и само государство не должны нарушать права (правовых законов), должны неукоснительно соблюдать их. Например, если у нас был принят закон о печати, в котором закреплено право на свободу слова, то уже никто — ни отдельный гражданин, ни какая-нибудь организация, партия и даже парламент страны — не может требовать каких-либо ограничений этого права, скажем, в виде цензуры (т. е. предварительной проверки текста специальными чиновниками — цензорами).

О принципе верховенства права юристы говорят так: всеобщая связанность законом. «Закон суров, но это закон!» — с почтением говорили древние римляне, имея в виду принцип абсолютного господства закона в обществе и необходимость всеобщего, беспрекословного подчинения ему. Пройдя через века, данный принцип обрел новую жизнь: в правовом государстве господствует не любой закон, а только правовой, справедливый, гуманный. Этим правовое государство отличается от неправового.

Таким образом, для правового государства очень важно качество закона. Сегодня все законы должны равняться на международные документы или, как принято говорить, на международные правовые стандарты. К ним в первую очередь относится Международная хартия прав человека, куда включена и знаменитая Всеобщая декларация прав человека, с которой вам еще предстоит познакомиться.

Второй признак (незыблемость прав и свобод человека) означает, что государство должно принимать такие законы, которые признают, гарантируют и надежно защищают естественные неотъемлемые права человека, свободу и равенство всех граждан. Примером правовых законов могут служить принятые в ряде стран — в том числе и у нас — законы о гражданстве, о свободе совести и религиозных организаций, об общественных объединениях граждан, о печати и др.

Чтобы государство стало правовым, важно еще и определенное устройство государственной власти.

Третий признак (разделение властей) как раз и означает такое устройство государства, когда все органы государства разделены на три вида или, как говорят юристы, три ветви власти — законодательную, исполнительную, судебную. Существует такое разделение, согласно Конституции, и в нашей стране.

Законодательная власть — парламент. Напомним, что слово «парламент» произошло от французского parler — говорить.

О чем же «говорят» в парламенте? В первую очередь парламент занят созданием законов. Именно эта власть должна заботиться о том, чтобы в стране обеспечивалось господство правового закона, были признаны, гарантированы и защищены права человека. Законодательная власть должна избираться всем народом, выражать его волю и представлять его интересы. Поэтому ее еще называют представительной властью. Наш парламент называется Федеральным Собранием и состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.

Исполнительная власть не избирается, а чаще всего назначается. Ее главная задача — проводить в жизнь, т. е. исполнять, принятые парламентом решения. Например, парламент принимает закон о государственном бюджете (т. е. о том, как распределять денежные средства государства), а исполнительная власть должна действовать в рамках этого закона: тратить государственные средства только так, как предусмотрено в законе. Обычно исполнительная власть принадлежит правительству, в том числе и в нашем государстве.

Исполнительная власть обязана действовать только на основе принятых представительной властью законов и опираться на них, принимая правительственные решения. Сама же исполнительная власть законов не создает.

Судебная власть. Суд — это орган защиты права. Его задача в правовом государстве не только осудить, но и рассудить, выяснить, кто прав из спорящих сторон, кто нарушил право, а кто нет. В России судебная власть состоит из трех ветвей — конституционных судов (Конституционный суд РФ; Конституционные суды республик в составе РФ); судов общей юрисдикции (Верховный суд РФ; общие суды среднего и основного звена; мировые судьи; сюда же входят военные суды); арбитражных судов (Высший арбитражный суд РФ; арбитражные суды округов; арбитражные суды субъектов Федерации).

В некоторых странах, в том числе и в России, всенародно избирается президент, который является главой государства. Иногда президент возглавляет правительство.

Главная задача разделения властей — исключить монополизацию власти, т. е. захват, сосредоточение ее в одних руках — какого-либо человека (диктатора, фюрера, вождя) или организации, партии, парламента или правительства. Внешне, казалось бы, все просто: каждая из властей должна заниматься только своим делом, не подменяя друг друга. Но благодаря этому достигается высокая эффективность деятельности каждой из ветвей власти. Они внимательно, даже ревностно следят за качеством работы друг друга, осуществляя взаимный контроль, в результате чего власти вынуждены работать лучше и точнее соблюдать законы. Так практически обеспечивается господство права.

Правовое государство считают наиболее демократически развитым государством — лучшего человечество пока не придумало.

    Основные понятия

  • Государство, власть, право, политический режим, демократия, разделение властей, правовое государство.

    Термины

  • Признаки (принципы) правового государства, права и свободы человека.

Вопросы для самопроверки

  1. Какие идеи о государстве, праве и положении человека сближали античных мыслителей?
  2. Каков смысл идеи «право выше власти»? Объясните, почему право должно быть выше власти.
  3. Почему употребляются две различные формулировки — «закон» и «правовой закон»? В чем смысл различия?
  4. Каково содержание важнейших признаков правового государства?
  5. Что вам известно о трех ветвях власти — законодательной, исполнительной, судебной?

Задания

  1. В античные времена сложился аллегорический (иносказательный) образ богини права и правосудия Фемиды. Она изображалась в виде величественной женщины с повязкой на глазах, с мечом в одной руке и весами в другой. И в наши дни нередко в правовых учреждениях мира (в судах, юридических конторах) можно увидеть изображение Фемиды. Попробуйте раскрыть смысл этой аллегории (почему с повязкой на глазах, почему с мечом и весами?).
  2. Когда юноше в Древних Афинах исполнялось 18 лет, он принимал гражданскую присягу. В ней были и такие слова: «И я буду слушаться властей... повиноваться... законам... которые установит... народ. И если кто-нибудь будет отменять законы или не повиноваться им, я не допущу этого, но буду защищать их...» (Аристотель).

    Выскажите ваше мнение, чем обусловлено включение этих строк в гражданскую присягу юношей. Дайте вашу оценку такому подходу к воспитанию молодежи. В чем его цель?

  3. Предлагаем вам поразмыслить над некоторыми суждениями Платона:
    1. Платон утверждал: там, где законы установлены в интересах нескольких человек, речь идет не о государственном устройстве, а только о внутренних распрях, и то, что считается там справедливостью,— абсолютно неверно названо.

      Раскройте смысл этих утверждений. Чтобы облегчить вам задачу, предлагаем построить рассуждения примерно следующим образом. Объясните, что значит: законы установлены в интересах нескольких человек. Что имеется в виду? Почему в этом случае речь идет не о государственном устройстве? А о чем же? Как точнее назвать такое устройство общества? И почему установление закона для узкого круга людей ведет к внутренним распрям? Что означает выражение «внутренние распри»? Попробуйте оценить актуальность (важность для настоящего времени) высказанных Платоном мыслей; подтвердите свое мнение примерами.

    2. Платон писал, что видит близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там, где закон — владыка над правителями, а они — его рабы, Платон видел спасение государства и все блага, которые только могут даровать государствам боги.

      Постарайтесь раскрыть смысл прочитанного. В чем хочет убедить нас автор, что защищает? Как вы понимаете слова: «...закон ... находится под чьей-либо властью»? Что это значит? Как понимать слова: «...закон — владыка над правителями, а они — его рабы»? Почему «владыка», почему «рабы»? Как это понять? И почему «закон — владыка» является спасением государства? Чем ценны сегодня для нас мысли античного философа?

  4. Ш. Монтескье много размышлял о справедливом устройстве государства. Он, например, считал, что:
    • в правильно устроенном государстве нет единой власти;
    • соединение власти в руках одного органа ведет к забвению общих интересов, к злоупотреблению и несовместимо со свободой личности;
    • соединение власти в руках одного органа означает «ужасный деспотизм»;
    • если судья будет не только судить, но и законодательствовать (т. е. издавать законы), то сама жизнь человека может оказаться жертвой произвола.

    Объясните, как вы понимаете мысли философа. Раскройте смысл каждого из приведенных положений.

  5. Интересные факты. Когда-то в СССР часто можно было услышать утверждение, что в стране перепроизводство юристов (т. е. специалистов по праву), что их девать некуда, поэтому многие не могут найти работу по специальности. А юридические факультеты, где готовят юристов, даже прозвали «факультетами ненужных вещей».

    В наши дни, напротив, постоянно говорят об огромной нехватке юристов повсюду — от парламента и правительства до самых разных предприятий промышленности, сельского хозяйства, торговли.

    Подумайте, о чем свидетельствуют эти факты. В чем причины такого положения?

 

Рейтинг@Mail.ru