Учебник для 8-9 классов

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

       

§ 32. Гражданское общество и государство

  • Может ли существовать общество без государства?
  • Есть ли разница между понятиями «общество» и «гражданское общество»?
  • Должно ли государство отвечать за все, что делается в обществе?

Вы уже знаете, что возникновение государства связано с появлением специальных групп людей, которые осуществляют управление обществом. В наше время этих людей называют государственными чиновниками. Они выполняют свои управленческие функции, находясь на государственной службе в различных звеньях государственного аппарата: в министерствах и ведомствах, в армии, органах охраны общественного порядка и государственной безопасности.

Органы исполнительной власти выполняют законы, принятые законодательным органом — парламентом, а судебные органы осуществляют правосудие на основе существующих законов. Вы, вероятно, обратили внимание на то, что с возникновением государства власть отделяется от народа, т. е. как бы существует отдельно от общества, возвышаясь над ним. Возможно, у вас возникли вопросы: следует ли государственную власть рассматривать как часть общества, или она существует «вне» общества? Может ли жизнь общества происходить без участия государства?

Что такое гражданское общество? Коротко ответить на этот вопрос можно так: это та часть общества и те сферы его жизнедеятельности, в которых личность и организации свободных и равноправных граждан ограждены законами от прямого вмешательства органов государственной власти.

Конечно же, если вы обратитесь к характеристике общества в целом, то, вероятно, вспомните, что государство — это важнейший элемент политической сферы жизни общества, а политическая сфера — это часть общества, наряду со сферами экономической, социальной, а также сферой духовной культуры. Значит, если мы говорим о человеческом обществе, то в его сложной структуре государство — важный элемент, существенная его часть. А для обозначения обширной части общества тех сфер, которые существуют относительно самостоятельно, в которых складываются внегосударственные отношения и действуют негосударственные организации, используется условное название «гражданское общество».

Поясним на примерах.

Окончивший институт Николай М. получил повестку из военного комиссариата, согласно которой он призывался на службу в армию. Николай не явился на призывной пункт, уехал к родственникам. Но в дальнейшем, поскольку он не имел законных оснований для освобождения от военной службы, был привлечен к ответственности и постановлением суда ему было назначено наказание.

Студент Михаил К., не раз с тревогой наблюдавший нарастающее загрязнение озера, недалеко от которого он жил, узнал от сокурсника, что студенты создали общественную организацию, которая активно занялась природоохранительной деятельностью. Он вступил в эту организацию и принял участие в пикетах, которые потребовали от губернатора области принятия действенных мер против лиц и организаций, загрязняющих озеро.

Подумаем, чем различаются эти две ситуации. В первом случае речь шла о военной службе, которая целиком находится в сфере деятельности государства; во втором — о деятельности общественной организации, которая создана гражданами и государственной не является. В первом случае Николай М. был обязан по воле государства служить в армии; во втором — Михаил К. вступил в организацию добровольно и по собственной воле принял участие в ее деятельности.

В первом случае требования были направлены от государства (от его органа — военкомата) к гражданину; во втором — требования направлены от граждан к государственному органу — администрации области, к губернатору.

Наконец, в первом случае, если бы Николай М. стал военнослужащим, главную роль играли бы отношения между ним и командиром (т. е. связь «вертикальная» — сверху вниз: от командира к подчиненным). Во втором случае, вступив в общественную организацию, Михаил К. оказался связанным с другими ее членами «горизонтальными» отношениями, т. е. взаимодействует с такими же, как он сам, студентами, занимающими одинаковое с ним положение.

Итак, различия существенные. В первом случае возникли отношения между гражданином и государством. А вот об отношениях во втором случае необходимо еще поразмышлять.

Что привело Михаила К. в общественную организацию? Очевидно то, что он был заинтересован в сохранении природных условий, в которых жил. Такая же заинтересованность привела в эту организацию и других студентов. Иными словами, их объединил общий интерес. Но это еще не все. Членов этой организации объединило убеждение, что защищать этот интерес, отстаивать свои требования перед государственными органами лучше совместно, чем поодиночке. Мы подошли, таким образом, к пониманию того, чем является гражданское общество.

Граждане любого государства имеют ряд общих интересов. Например, все они заинтересованы в надежной охране границ своей страны, в защите своих прав и свобод. Эти общие интересы призваны защищать государство. Но у каждого свободного гражданина есть и частные интересы. Поскольку свобода гражданина опирается на его собственность, то его частные интересы во многом связаны с его частной собственностью. Они бесконечно многообразны. Один озабочен обустройством дачного участка, другой — судьбой своего денежного вклада в коммерческом банке, третий — возможностью пополнения своей коллекции марок, четвертый — желанием открыть в своем микрорайоне летнее кафе и т. д.

Каждый из частных интересов легче реализовать, объединившись с другими людьми, имеющими такой же интерес. Чтобы решить проблемы водоснабжения дачи, ее охраны и т. п., человек вступает в данный кооператив. Обеспокоенный судьбой банковского вклада, он объединяется с другими вкладчиками в общество защиты своих прав. Коллекционер нуждается в постоянных связях с другими коллекционерами, и они создают, например, общество филателистов. Желающий открыть кафе, но не располагающий достаточными средствами, ищет партнеров, готовых создать совместное предприятие, и т. д.

В каждом случае люди рассчитывают на взаимодействие, взаимопомощь, взаимоподдержку. Для решения своих проблем они нуждаются друг в друге. Заметим, что все эти объединения возникают не по распоряжению государства, а по желанию самих объединяющихся в них, участие в этих общественных организациях добровольное. Их члены имеют равные права.

Такие организации не только обеспечивают взаимопомощь своих членов, но и взаимоподдержку в защите интересов перед государством. В тех случаях, когда действия государственных органов или государственных чиновников ущемляют права членов общественной группы, или тогда, когда данная группа хочет добиться от государства более благоприятных условий своей жизнедеятельности, общественное объединение защищает интересы группы. Гражданин оказывается не в одиночестве перед лицом государственной власти, а под защитой объединения, которое занимает промежуточное положение между ним и государством.

Таким образом, в гражданском обществе возникают многочисленные и разнообразные объединения, общественные организации: в экономической сфере — союзы предпринимателей, фермеров, крестьянские союзы и кооперативы, рабочие профсоюзы, ассоциации банкиров и т. д.; в социальной сфере — семья, общества защиты прав потребителей, объединения защиты окружающей среды, страховые фонды, молодежные, женские, детские организации, общества ветеранов труда и войны, спортивные общества, благотворительные фонды и т. п.; в сфере духовной культуры — союзы деятелей культуры (писателей, композиторов, кинематографистов, художников), педагогические общества, общества культурных связей с зарубежными странами, академические сообщества ученых, религиозные объединения и т. п. Защиту прав и интересов граждан перед лицом государства берут на себя также различные правозащитные организации, союз солдатских матерей, негосударственные средства массовой информации, политические движения и негосударственные политические организации, возникающие по почину граждан на добровольной основе.

Итак, гражданское общество — это совокупность внегосударственных общественных отношений и ассоциаций (объединений), выражающих разнообразные интересы и потребности членов общества.

Если человеческое общество возникло одновременно с человеком, то гражданское общество образовалось лишь за последние два столетия. Его становление связано с развитием многообразных форм частной собственности, рыночной экономики и свободы экономического выбора, утверждением демократических порядков, прав и свобод человека и гражданина, с признанием ценности свободной и ответственной личности.

Становление гражданского общества неразрывно связано с утверждением правового государства. Правовое государство немыслимо без развитого гражданского общества. Гражданское общество возможно лишь в условиях демократического режима, правового государства. В условиях авторитарных и тоталитарных режимов гражданское общество нормально функционировать не может.

Местное самоуправление. В жизни гражданского общества большую роль играет местное самоуправление. Вы знаете, что управление обществом — важная функция государственной власти. Управление предполагает наличие управляющих (государственных органов, должностных лиц, государственных служащих) и управляемых. А при осуществлении самоуправления разделение на управляющих и управляемых исчезает, т. е. люди управляют общественными делами собственными силами. В масштабах страны это невозможно, а в местах компактного проживания людей, в масштабе отдельного населенного пункта вполне осуществимо. Словосочетание «местное самоуправление» как раз и означает организацию власти на местах, т. е. в городских и сельских поселениях и на других территориях. Конституция РФ предусматривает самостоятельное решение населением вопросов местного значения.

Если государство объединяет население всей страны в целостный организм, обеспечивает государственный суверенитет, установленный конституционный строй, то местное самоуправление сводится в основном к обеспечению деятельности населенных пунктов, к обслуживанию повседневных, житейских потребностей людей.

Люди, живущие в селе, поселке, городе, нуждаются в том, чтобы надежно работал транспорт, связывающий между собой населенные пункты или районы города; чтобы поддерживали в хорошем состоянии дороги; чтобы в жилые дома и производственные здания бесперебойно поступали газ, вода и электричество; чтобы своевременно осуществлялся ремонт домов, находящихся в муниципальной собственности (т. е. в собственности местного самоуправления), чтобы были удобно расположены и хорошо работали детские сады, школы, аптеки, поликлиники, магазины, прачечные, ремонтные мастерские; чтобы территория населенного пункта была благоустроена, а мусор своевременно убирался. Жители городов и поселков заинтересованы в разумном использовании муниципальной собственности (жилых домов, нежилых помещений, предприятий розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания и т. п.), в поддержании общественного порядка на их территории.

Все эти и другие подобные интересы определяют те самые вопросы местного значения, решение которых на основе действующего законодательства обеспечивается местным самоуправлением.

Каковы же формы его осуществления? Это могут быть формы прямого волеизъявления: местный референдум, выборы органов местного самоуправления, общие собрания (сходы) граждан. Создаются также представительные органы самоуправления — думы, муниципальные комитеты, советы. Могут избираться также главы местной администрации, мэры городов, старосты в селах и другие должностные лица. Органы местного самоуправления формируют, утверждают и исполняют местный бюджет. Для решения вопросов бытового и социально-культурного характера могут создаваться органы территориального общественного самоуправления: избираемые на собраниях граждан квартальные, уличные и домовые комитеты.

В Конституции РФ записано, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Это означает, что органы местного самоуправления не могут назначаться государством, не находятся в подчинении органам государственной власти. Органы и должностные лица самоуправления избираются местным населением, только ему подконтрольны и подотчетны.

Суть местного самоуправления — самостоятельное решение населением вопросов местного значения.

Развитие местного самоуправления, как и становление гражданского общества,— существенные признаки движения общества по пути демократии.

    Основные понятия

  • Гражданское общество; местное самоуправление.

    Термины

  • Муниципальная собственность; территориальное общественное самоуправление.

Вопросы для самопроверки

  1. В чем состоит различие понятий «общество» и «гражданское общество»?
  2. Каковы основные признаки гражданского общества?
  3. В чем заключается роль, которую выполняет гражданское общество в отношениях личности и государства?
  4. Существует ли взаимосвязь гражданского общества и правового государства? Ответ аргументируйте.
  5. Какие общественные организации возникают в различных сферах гражданского общества?
  6. Почему гражданское общество в развитых странах сформировалось лишь в последние два столетия?
  7. В чем различие между государственным управлением и местным самоуправлением?
  8. Какие вопросы решает местное самоуправление? Назовите формы местного самоуправления.
  9. В чем заключается суть местного самоуправления?

Задания

  1. На семинарском занятии студентами были высказаны две точки зрения. Первая: «Правовое государство возможно лишь после того, как сформируется гражданское общество». Вторая: «Формирование гражданского общества возможно лишь после построения правового государства». Выскажите, какая из этих точек зрения вам представляется правильной. Или у вас имеется еще одна, другая точка зрения? Свой ответ аргументируйте.
  2. Вспомним курс истории: 1 января 1864 г. было издано «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». В ведении земств находились: заведование земским имуществом, устройство и содержание местных путей сообщения, попечение о развитии местной промышленности и торговли, о народном образовании и здравоохранении, участие в доставке почты по деревням и другие вопросы, а также выборы исполнительных органов земств. Однако губернатор имел право приостанавливать постановления земских учреждений. Объясните эти факты с точки зрения положений, изложенных в параграфе.
  3. В Европейской хартии местного самоуправления, подписанной членами Совета Европы, говорится: «...защита и укрепление местного самоуправления... представляет собой значительный вклад в построение Европы, основанный на принципах демократии и децентрализации власти». Как вы понимаете это положение? Приведите аргументы, подкрепляющие его.
  4. Подумайте, что нужно сделать в вашем доме (квартале, микрорайоне), чтобы улучшить условия жизни его жителей. Запишите ваши предложения, адресованные домовому (квартальному) комитету, районной управе или иному органу местного самоуправления.
  5. Вы приехали на отдых в приморский город и там узнали, что должны уплатить «курортный сбор», установленный для приезжих городской Думой. Как вы отнесетесь к этому требованию?

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru