Обществознание
11 класс

Понятие бюрократии

Государственное управление, как мы выяснили, осуществляется политическими руководителями и чиновниками. С деятельностью чиновничества связано понятие «бюрократия» (от франц. bureau - бюро и греч. kratos - власть).

В обыденном сознании многих россиян бюрократия обычно ассоциируется с такими негативными явлениями, как коррупция, взяточничество, формализм, бездушное отношение к людям. И это неслучайно. В многовековой истории России бюрократия часто выступал а замкнутой, оторванной от народа кастой людей, той крайне консервативной силой, которая препятствовала назревшим общественным преобразованиям. (Приведите примеры из истории.)

Деятельность бюрократов ярко и образно не раз критиковали в своих художественных произведениях великие русские писатели, в частности Н. В. Гоголь. Вспомните Акакия Акакиевича, который однажды решился идти к «значительному» лицу - чиновнику, обыкновенный разговор которого состоял из трех фраз: «Как вы смеете?», «Знаете ли вы, с кем разговариваете?», «Понимаете ли, кто стоит перед вами?»

Взгляды отечественных бюрократов советского периода точно и лаконично отразил Э. Рязанов в своем фильме «Забытая мелодия для флейты», где хор чиновников поет: «Мы не пашем, не сеем, не строим, мы гордимся общественным строем».

По мнению видных политиков и политологов, и сегодня многие чиновники не умеют да и не хотят строить свою работу так, чтобы через много лет, покинув свой пост, они оставили бы после себя завершенные реформы и добрую память.

В среде бюрократии, как и прежде, процветает коррупция, достигшая за последние 10-20 лет небывалых размеров. Коррупция (от лат. corruption - подкуп) - не просто безнравственное поведение. Коррупция - это преступная деятельность в различных сферах общественной жизни, совершаемая чиновниками разных рангов в целях личного обогащения. Используя свое служебное положение и связи, они заключают незаконные отношения с предприятиям и, приобретая пакеты акций; «проталкивают» за определенную мзду то или иное выгодное узкому кругу лиц решение; берут взятки с предпринимателей и рядовых граждан, грубо нарушая их права. При формировании кадрового состава в бюрократическом аппарате нередко господствует протекционизм, т. е. подбор по признакам родства, землячества, личной преданности. Все эти формы коррупции наносят существенный ущерб обществу, порождают недоверие к государственной власти. Не случайно в отечественной литературе долгое время господствовала, да и сейчас встречается, точка зрения, согласно которой бюрократия - это негативное явление, зло.

Однако есть и другая точка зрения, сторонники которой рассматривают бюрократию как естественное и положительное явление. Наиболее последовательно эту точку зрения отстаивал немецкий социолог Макс Вебер ( 1864-1920). Им была разработана классическая теория (модель) бюрократии, суть которой в том, что политики правят, а чиновники управляют; первые принимают решения, а вторые - исполняют их. Эффективность этой модели, по мнению М. Вебера, обусловлена характерными признаками бюрократии. К ним относятся прежде всего наличие законодательно установленных правил управленческой деятельности ( «рационального права»), устойчивой иерархической структуры с жесткой дисциплиной и контролем вышестоящими инстанциями нижестоящих, использование специалистов-профессионалов.

Иными словами, чиновники не избираются, а назначаются на ту или иную должность с учетом их квалификации. В соответствии с должностью они получают заработную плату.

Для чиновника его работа представляет собой профессию или, по крайней мере, основное занятие. При сопоставлении приведенных точек зрения возникает вопрос: так что же такое бюрократия - зло, с которым надо бороться, или, напротив, добро?

Отметим, что бюрократия - это организация профессиональных государственных чиновников, предназначенная для квалифицированного исполнения общественной политики.

Бороться с бюрократией, а тем более стремиться к победе над ней - задача не только бессмысленная, но и вредная. Бюрократия - закономерное явление, возникающее в любом обществе, ибо любое общество нуждается в более или менее специализированном управлении.

Однако бюрократия может быть и несовершенным аппаратом управления, имеющим тенденцию к бюрократизму - отрыву чиновничества от народа и превращению в замкнутую касту, главным правилом которой становится собственное сохранение и воспроизводство.

Данная тенденция обусловлена рядом факторов. Во-первых, чиновники работают на постоянной, профессиональной основе. Они в отличие от должностных лиц высшего ранга (президентов, депутатов, министров и пр.) не зависят от выборов и правительственных кризисов, поэтому составляют стабильный костяк государственного аппарата. Постоянство корпуса бюрократии (при отсутствии эффективных механизмов отчетности и персональной ответственности за результаты своей деятельности, четких критериев отбора людей и повышения их квалификации) уже само по себе может вести к порокам - снобизму, формализму, инертности.

Современный американский политолог Т. Парсонс назвал эти пороки дисфункциями бюрократии - перенос чиновниками акцента с целей организации на ее средства, в результате чего средства управления - иерархия, дисциплина, инструкции - превращаются в самоцель. Иными словами, чиновники выдают формальное за содержание, а содержание - за нечто формальное. Государственные задачи превращаются в канцелярские задач и, бумаготворчество.

Во-вторых, чиновник, занимающий тот или иной пост в государственном аппарате, является экспертом определенного профиля. Он накапливает большой объем информации и опыт работы. Большинство политиков знают главным образом то, что им сообщают чиновники. А информация, как известно, может фильтроваться, задерживаться, подвергаться отбору в соответствии с политическими предпочтениями чиновников. Поэтому они становятся скрытыми, негласными политиками. В этой связи многие ученые отмечают, что в современном обществе классическая модель М. Вебера не работает, поскольку бюрократия все более политизируется.

В-третьи х, бюрократия как развивающийся элемент государственного управления в поисках оптимальных управленческих решений вступает в тесный контакт с различными социальными группами (предпринимателей, финансистов и пр.), приобретая тем самым клиентов. Клиентизм является благом, если помогает согласованию общественных интересов и достижению консенсуса. Если же бюрократия попадает под влияние отдельных групп (например, финансовых) и контролируется ими, то возникают антидемократические, олигархические явления. Деятельность бюрократических структур засекречивается, переплетается с коррупцией, взяточничеством, мафиозно-преступными элементами. Иными словами, бюрократия из блага превращается во зло, используя свое место в общественном разделении труда в ущерб интересам народа.

Следовательно, бюрократия и бюрократизм - явления не тождественные, как не тождественны и сами эти понятия. В последние годы все чаще термин «бюрократия» заменяется его синонимом - термином «государственная служба».

Рейтинг@Mail.ru