Обществознание

Учебник для 10 класса

Предыдущая страница Обществознание 10 класс Следующая страница

Практические выводы к § 11

  1. Любить искусство абстрактно нельзя. Его нужно знать и понимать. Оно требует от человека регулярного чтения, посещения музеев, театров, выставок, концертов.
  2. Помните, что в наше время искусство доступно каждому. Даже если вы живете далеко от Москвы или Петербурга, у вас всегда есть возможность создавать свои личные библиотеки, фоно- и видеотеки. Очень много свежей культурной информации несет и телевидение, стоит только внимательно изучить телевизионную программу.
  3. Произведения искусства станут гораздо доступнее вашему пониманию, если вы попытаетесь овладеть основами хотя бы одного из его видов. Работу художника намного проще понять, если вы почувствуете себя на его месте.

Документ

Из рассказа А Л. Платонова «Среди народа».

    Они стояли один возле другого, радуясь друг другу, как родня. Крестьянину было лет под семьдесят; он был человек небольшого роста, уже высыхающий от возраста, с клочком бурой бороды под подбородком и с теми небольшими, утонувшими во лбу светлыми глазами, которые наш народ называет мнительными: в его глазах различалась одновременно и слабость неуверенной человеческой души, и сосредоточенное глубокое внимание, доверчиво ожидающее, когда истина осенит его,— и тогда он будет способен на любую страсть, на подвиг и на смерть. <...> Офицер перед ним был высок ростом, угрюм и худ, с тем выражением спокойствия на лице или привычки к печали, которое бывает у людей, давно живущих на войне. На вид майору можно было дать и пятьдесят, и тридцать пять: его могли утомить долгие годы труда, тревоги и ответственности, принимаемой близко к сердцу, и оставить застывшие следы напряжения на его лице,— или то были черты постоянно сдерживаемой крайней впечатлительности, доставляющей усталость человеку. Но в голосе Махонина все еще была слышна молодая добрая сила, располагающая к нему, кто слышал его, и звучало добродушие хорошего характера.

Вопросы и задания к документу

  1. Используя текст отрывка, покажите отличительные черты, присущие искусству.
  2. Какие художественные образы создал автор в этом фрагменте? Охарактеризуйте на их примере признаки художественного образа.
  3. Как Платонов изображает характеры своих героев? Какое впечатление произвели на вас эти образы? Постарайтесь своими словами передать их портреты. Попробуйте дополнить их в соответствии с тем, как вы представили себе этих людей.
  4. Попытайтесь самостоятельно составить художественное описание знакомого вам человека.

Вопросы для самопроверки

  1. Что такое искусство? Какое место оно занимает в культуре?
  2. Каким образом происходит познание окружающего мира посредством искусства? Почему искусство называют «образным познанием»?
  3. Перечислите характерные черты искусства. Покажите, как они проявляются на конкретных примерах.
  4. Что такое художественный образ? Как с его помощью художник передает свое видение мира?
  5. Опишите особенности прогресса в искусстве.
  6. Что общего у искусства с другими областями культуры? Покажите его связь с религией, наукой, образованием, развитием техники.
  7. Какие вы знаете виды искусств? На основании чего их различают?
  8. Каким образом классифицируют виды искусств? Что такое синтетические искусства?
  9. Почему человеку необходима эстетическая культура?
  10. С чем связаны проблемы духовной жизни в современной России?
  11. Назовите основные характерные черты процессов, происходящих в отечественной культуре и искусстве.

Задания

  1. Знаменитый художник Винсент Ван Гог при жизни никем не был признан, его картины не продавались, он терпел нужду и постоянные насмешки. Вскоре после смерти его творчество оценили. В настоящее время картина Ван Гога «Подсолнухи» является самой дорогой из когда-либо проданных. Ее купили на аукционе «Кристи» в Лондоне в 1987 г. за 22 млн 500 тыс. фунтов стерлингов. Как вы думаете, о чем говорит этот пример? Свяжите его с особенностями прогресса в искусстве.
  2. Используя знания, полученные из курсов истории и литературы, назовите течения и направления в искусстве. Подготовьте устное сообщение об одном из них.
  3. Выясните, какие культурные учреждения находятся неподалеку от того места, где вы живете. Сравните свои результаты с теми, что получились у других.
  4. Используя материалы периодической печати, подготовьте доклад о культурной жизни в современной России.

Мысли мудрых

«Все жанры искусства хороши, кроме скучных».

Вольтер (1694—1778), французский философ и писатель

Рейтинг@Mail.ru