Учебник для 10 класса

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

       

§ 11.4. Тенденции духовной жизни современной России

  • Как и чем живет Россия сегодня?
  • Какие задачи сейчас стоят перед отечественной культурой?

Для того чтобы попытаться ответить на эти вопросы, сначала нужно вспомнить, что духовная жизнь России всегда отличалась своеобразием, некоторые из причин которого существовали и сто, и двести лет назад. Существуют они и сейчас. На духовную жизнь России на протяжении веков оказывал воздействие многонациональный состав ее населения со своими историческими и религиозными традициями.

На громадной неравномерно заселенной территории государству всегда принадлежала особая роль, а культурные процессы тяготели к государственным центрам. Ситуация зачастую характеризовалась разрывом между консервативным социальным устройством и передовыми достижениями в области культуры.

Кроме этого, на современные процессы в духовной жизни российского общества наложили свой отпечаток радикальные преобразования в российском обществе, которые привели к основательным изменениям в экономическом, политическом, социальном и культурном плане. Жесткий контроль за духовной жизнью общества в Советском государстве породил ситуацию раздвоения культуры. На ее полюсах находились официозная, диктуемая обществу сверху культура и полулегальная культура противостояния, андерграунд советского общества. Именно в последней области происходили неподконтрольные государству культурные процессы, развивались диссидентская литература и публицистика, тиражируемые в самиздате, искусство, не допущенное в выставочные залы, музыка, изгнанная со сцен и концертных площадок. Вспомните хотя бы имена А. И. Солженицына и А. Шнитке, В. С. Высоцкого и М. Шагала, А. Д. Сахарова и И. А. Бродского.

Брешь в идеологическом контроле государства пробили технические достижения. К началу 1970-х гг. бытовая радиоэлектроника стала доступна большинству семей, коренным образом изменив систему распространения и потребления духовных ценностей. Возможность копировать в домашних условиях аудио- и видеопродукцию привела к появлению «кассетной» бесцензурной культуры, поскольку отбор и тиражирование записей зависели только от личных интересов каждого человека. Именно таким путем формировалась независимость духовной жизни в СССР.

Перестройка и последующие реформы полностью изменили всю структуру духовной жизни России. Эти непростые процессы имели как положительные, так и отрицательные итоги.

Естественно, что вместе с либерализацией всех сторон жизни общество получило свободу самовыражения и в сфере культуры. Появилась возможность активного диалога с культурами других стран. Запрещенные цензурой и неизвестные до сих пор явления мирового искусства стали общедоступными. Раскрылись двери спецхранов, и общество получило доступ к сокровищнице отечественной культуры без каких-либо цензурных изъятий. Стало доступным и творчество наших соотечественников, оказавшихся по тем или иным причинам в эмиграции. Общекультурным достоянием оказались работы таких мыслителей, писателей и поэтов, как Н. А. Бердяев, П. А. Сорокин, С. Н. Булгаков, В. В. Набоков и т. д. С падением «железного занавеса» стало возможным свободно представить и свои культурные достижения на суд мировой общественности. Исчезли идеологические факторы, ограничивающие творчество. Художник получил возможность свободного самовыражения, а потребитель — свободу выбора.

Из подполья культура хлынула на рынок. И именно здесь ее поджидали основные проблемы. Культура стала заложницей рыночных отношений, вынужденной отвечать запросам публики и приносить при этом прибыль, т. е. быть самоокупаемой. В России начала развиваться массовая культура, которой в СССР фактически не было. (Вспомните, что основная задача массовой культуры — получение прибыли.) В этой ситуации российский рынок заняла продукция западной индустрии развлечений. В кинотеатрах, на телеэкранах, на прилавках книжных магазинов в огромном количестве появились ее образцы. Стандарты американской и в меньшей степени европейской массовой культуры очень быстро стали определяющими. Интерес к достижениям отечественной культуры заметно спал.

Рыночные отношения подкосили и сильную своими историческими традициями российскую интеллигенцию. В связи с ухудшением экономического положения этой социальной группы она перестала быть платежеспособным потребителем на рынке культуры. Ведь, скажем, книги авторов элитарной литературы имеет смысл издавать, когда есть люди, готовые их покупать. Коммерциализация культуры затруднила доступ к читателям и зрителям произведений массы молодых талантливых писателей, художников и режиссеров.

В условиях обострившихся экономических проблем государство ослабило поддержку сферы культуры. Бюджетное финансирование этой области все еще продолжает подчиняться остаточному принципу. Новые социальные условия заставили менять культурную инфраструктуру, т. е. все то, что обеспечивает нормальное функционирование культуры. В результате оказались нарушенными система управления культурой, способы материальной поддержки и регулирования, закрылась масса культурных учреждений, были свернуты многие исследовательские проекты фундаментальной науки. Каналы, по которым культурная продукция приходила к потребителю, в большинстве своем разрушились.

В этой ситуации более всего пострадала духовная жизнь провинции и села. Для местных бюджетов оказалось невозможным содержать дома и дворцы культуры, кинотеатры, библиотеки, творческие самодеятельные коллективы, клубы, местные музеи, организовывать выездные спектакли и выступления артистов. Культурная жизнь в еще большей степени, чем раньше, сконцентрировалась в Москве и крупных городах. Для остального населения основным источником получения культурных благ стало телевидение.

В ситуации, когда общество утратило свои привычные ориентиры, взгляд многих людей обратился к традиционным ценностям религиозных верований. За последние годы существенно выросли авторитет и влияние церкви, значительно увеличилось количество верующих. Для многих религия стала опорой в повседневной жизни. Церковь с успехом влилась в сферу духовной культуры страны, став элементом стабильности и нравственного порядка.

Как мы с вами смогли убедиться, духовная жизнь России за последние годы претерпела колоссальные изменения и приобрела в результате массу проблем. Однако их все-таки не стоит считать признаками деградации и полного разрушения культуры, они являются вполне естественными для любого общества переходного периода. Перемены культурных ориентиров просто не могут происходить безболезненно. Но вместе с тем они ставят перед российским обществом определенные задачи, от решения которых зависит духовно-нравственная атмосфера в наглей стране.

В первую очередь необходима поддержка материальной основы культуры — ее инфраструктура, налаженное управление, регулирование и финансирование. Такая инфраструктура должна удовлетворять запросам рынка и учитывать высокие духовные традиции России. Решение этой задачи позволит смягчить острое противоречие между необходимостью широкого заимствования мирового опыта и сохранением самобытности собственной культуры. Широкая открытость общества облегчает усвоение новейших достижений внешнего мира, однако оборотной стороной такой открытости становится чрезмерное имитаторство, что приводит к подрыву собственного культурного достояния. Слепое копирование образцов западной культуры без должной адаптации к отечественным культурным традициям оборачивается не только духовным, но и социальным разладом. Происходящие при этом утраты не возмещаются частичными или поверхностными обретениями.

Укрепление и обновление системы образования, восстановление средств и способов привлечения масс к культурным процессам — все это позволит поднять общий уровень культуры. Поддержка отечественного искусства, развитие научных исследований будут способствовать созданию прочного фундамента культурных традиций будущего. Воспитание толерантности наряду с поддержкой национальных духовных традиций даст возможность сгладить противоречия и трудности формирования основ культуры нового общества.

Воспроизводство духовной деятельности обеспечивается системой образования, научными учреждениями, церковными институтами, структурами СМИ, творческими организациями и т. д. Для их нормального функционирования, безусловно, необходима серьезная государственная поддержка. Но вместе с тем культура в значительной степени создается в духовном пространстве личности. И именно поэтому каждый человек должен ясно сознавать, что культура — это и его личное дело, проблема его собственного духовного уровня. Без понимания этой ответственности любые попытки совершенствовать духовную жизнь общества навсегда останутся бессмысленными.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru