Русский язык
ГИА 9 класс

Вариант 19

Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание С1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем — текст сжатого изложения.

С1 Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения — не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Текст для прослушивания

«Небо падает! Огненный дождь! Это конец света!» — такие крики раздавались по всей восточной части США 13 ноября 1833 года. Разбуженные в 3 часа ночи яркими всполохами испуганные люди выбегали на улицу. Многие падали на колени и молились, считая, что наступил Судный день. Но шёл час за часом, а картина не менялась — с неба продолжали сыпаться тысячи вспыхивающих звёздочек, оставляя за собой узкие огненные хвосты, которые были отчётливо видны даже на фоне предрассветной зари.

Гигантский фейерверк, охвативший всю восточную половину небосвода над Северной Америкой, длился несколько часов, пока не растаял в лучах восходящего Солнца. Зрелище, наблюдавшееся на громадной территории, было настолько впечатляющим, что память о нём жива поныне.

Это событие запечатлено и в легендах индейцев, и в воспоминаниях европейских переселенцев, и в песнях темнокожих рабов. Поэтому жители штата Алабама на юге США и сейчас ежедневно видят те самые падающие звёзды. Правда, не в небе, а на своих автомобильных номерах, украшенных «дождем» из звездочек и нотных знаков. Так отображены два примечательных события в истории этого «джазового» штата — мощнейший звездопад 1833 года и создание к его столетию джазовой композиции «Звёзды падали на Алабаму».

Источником «огненного дождя» 1833 года стал самый мощный из известных метеорных потоков. Сейчас его называют Леониды по имени созвездия Льва, на фоне которого он виден ежегодно в середине ноября, но в более скромном масштабе. В тот памятный день американские астрономы подсчитали, что каждую минуту в атмосфере Земли сгорала тысяча метеоров. Этот звёздный дождь положил начало научному исследованию метеорных потоков. Впоследствии было установлено, что источником метеорного потока Леонид является вещество кометы, движущейся по точно такой же орбите. (256 слов)

(По материалам журнала «Вокруг света»)


- - - Информация о тексте для сжатого изложения - - - 1 - В восточной части США 13 ноября 1833 года прошёл небывалый метеоритный дождь 2 - Жители штата Алабама на юге США и сейчас ежедневно видят падающие звёзды 3 - Источником «огненного дождя» 1833 года стал самый мощный из известных метеорных потоков, который называют Леониды 4 - Этот звёздный дождь положил начало научному исследованию метеорных потоков

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания А1—А7; В1—В9. К каждому заданию А1—А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

(1) Мне было всего семь лет, когда я познакомился с писателем Христианом Андерсеном.

(2) Случилось это в зимний вечер, всего за несколько часов до наступления двадцатого столетия. (3) Весёлый датский сказочник встретил меня на пороге нового века...

(4) В тот зимний вечер, о котором я рассказываю, у нас в семье украшали ёлку. (5) По этому случаю взрослые отправили меня на улицу, чтобы я раньше времени не радовался ёлке.

(6) Я никак не мог понять, почему нельзя радоваться раньше какого-то твёрдого срока. (7) По-моему, радость была не такая частая гостья в нашей семье, чтобы заставлять нас, детей, томиться, дожидаясь её прихода.

(8) Но как бы там ни было, меня услали на улицу. (9) Наступило то время сумерек, когда фонари ещё не горели, но могли вот-вот зажечься, и от этого «вот-вот», от ожидания внезапно вспыхивающих фонарей у меня замирало сердце.

(10) Я знал со слов взрослых, что этот вечер был совершенно особенный: чтобы дождаться такого же вечера, нужно было прожить ещё сто лет. (11) Я спросил у отца, что значит «особенный вечер». (12) Отец объяснил мне, что этот вечер называется так потому, что он не похож на все остальные.

(13) Действительно, тот зимний вечер в последний день девятнадцатого века не был похож на все остальные, он был необычным. (14) Снег падал медленно и очень важно, и хлопья его были такие большие, что, казалось, с неба слетают на город лёгкие белые цветы. (15) И по всем улицам слышался глухой перезвон извозчичьих бубенцов.

(16) Когда я вернулся домой, ёлку тотчас зажгли и в комнате началось такое весёлое потрескиванье свечей, будто вокруг беспрерывно лопались сухие стручки акации. (17) Около ёлки лежала толстая книга — подарок от мамы. (18) Это были сказки Христиана Андерсена.

(19) Я сел под ёлкой и раскрыл книгу. (20) В ней было много цветных картинок, прикрытых папиросной бумагой. (21) Приходилось осторожно отдувать эту бумагу, чтобы рассмотреть эти картинки, липкие от краски.

(22) Там сверкали бенгальским огнём стены снежных дворцов, дикие лебеди летели над морем, в котором отражались розовые облака, и оловянные солдатики стояли на часах на одной ноге, сжимая длинные ружья.

(23) Я начал читать и зачитался так, что, к огорчению взрослых, почти не обратил внимания на нарядную ёлку.

(24) Прежде всего я прочёл сказку о стойком оловянном солдатике и маленькой прелестной плясунье, потом — сказку о Снежной королеве.

(25) Удивительная и, как мне показалось, душистая, подобно дыханию цветов, человеческая доброта исходила от страниц этой книги с золотым обрезом.

(26) Тогда я ещё не знал, конечно, двойного смысла андерсеновских сказок. (27) Я не знал, что в каждой детской сказке заключена вторая, которую в полной мере могут понять только взрослые.

(28) Гораздо позже я понял, что мне просто повезло, когда в канун трудного и великого двадцатого века мне встретился милый чудак и поэт Андерсен и научил меня вере в победу солнца над мраком и доброго человеческого сердца над злом.

(По К.Г. Паустовскому)

А1 Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Чем больше всего удивила и порадовала рассказчика книга Андерсена?»

  1. В ней было много картинок.
  2. Картинки в книге были проложены папиросной бумагой, которую надо было легонько отдувать.
  3. В сказках был двойной смысл.
  4. От страниц этой книги исходила удивительная доброта.

А2 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «томиться» (предложение 7).

  1. мучиться
  2. страдать
  3. печалиться
  4. сердиться

А3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.

  1. Когда я вернулся домой, ёлку тотчас зажгли и в комнате началось такое весёлое потрескиванье свечей, будто вокруг беспрерывно лопались сухие стручки акации.
  2. Гораздо позже я понял, что мне просто повезло, когда в канун трудного и великого двадцатого века мне встретился милый чудак и поэт Андерсен и научил меня вере в победу солнца над мраком и доброго человеческого сердца над злом.
  3. Прежде всего я прочёл сказку о стойком оловянном солдатике и маленькой прелестной плясунье, потом — сказку о Снежной королеве.
  4. По-моему, радость была не такая частая гостья в нашей семье, чтобы заставлять нас, детей, томиться, дожидаясь её прихода.

А4 Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове ДЕВЯТНАДЦАТОГО (предложение 13) согласный звук [д] является непроизносимым.
  2. В слове ДАТСКИЙ (предложение 3) третий звук — [ц].
  3. В слове ОБЪЯСНИЛ (предложение 12) твёрдость согласного [б] на письме обозначена буквой Ъ (твёрдый знак).
  4. В слове ИЗВОЗЧИЧЬИХ (предложение 15) один звук [ч].

А5 Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

  1. огорчению
  2. замирало
  3. отражались
  4. слетают

А6 В каком слове правописание приставки определяется её значением — «неполнота действия»?

  1. беспрерывно
  2. прикрытых
  3. приходилось
  4. с приходом

А7 В каком слове правописание -НН- или -Н- является исключением из правила?

  1. заключена
  2. совершенно
  3. длинные
  4. оловянном

Задания В1—В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1—В9 записывайте словами или цифрами.

В1 Замените слово ПЛЯСУНЬЕ из предложения 24 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

В2 Замените словосочетание ОЛОВЯННЫЕ СОЛДАТИКИ (предложение 22), построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

В3 Выпишите грамматическую основу предложения 2.

В4 Среди предложений 19—25 найдите предложение, осложнённое обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Напишите номер этого предложения.

В5 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Снег падал медленно и очень важно,(1) и хлопья его были такие большие,(2) что,(3) казалось,(4) с неба слетают на город лёгкие белые цветы.

В6 Укажите количество грамматических основ в предложении 16.

В7 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.

По-моему(1), радость была не такая частая гостья в нашей семье,(2) чтобы заставлять нас,(3) детей,(4) томиться,(4) дожидаясь её прихода.

В8 Среди предложений 1—7 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным цели. Напишите номер этого предложения.

В9 Среди предложений 13—23 найдите сложное предложение с союзной подчинительной, сочинительной и бессоюзной связью. Напишите номер этого предложения.


- - - Ответы - - -

А1-4; А2-1; АЗ-1; А4-3; А5-2; А6-2; А7-4.

Б1-танцовщица; Б2-солдатики из олова; Б3-это случилось; Б4-20; Б5-3,4; Б6-4; Б7-2; Б8-5; Б9-22.

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе задание С2.

С2 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного филолога Ольги Борисовны Сиротининой: «Орфографическая грамотность, являясь важнейшей составляющей хорошей письменной речи, напрямую и очень тесно взаимодействует в письменном тексте с пунктуационной грамотностью, суть которой состоит в грамотном и уместном в данном тексте употреблении знаков препинания».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами О.Б. Сиротининой.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


- - - Рекомендация для написания сочинения - - -

Смысл фразы

Хорошая письменная речь характеризуется соблюдением правил орфографии и пунктуации.

Примеры

Примеры использования знаков препинания в тексте.

Рейтинг@Mail.ru