Русский язык
ГИА 9 класс

Вариант 20

Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание С1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем — текст сжатого изложения.

С1 Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения — не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Текст для прослушивания

Чтобы получилась чайная ложечка мёда, двести пчёл должны трудиться весь день, собирая нектар с тысяч цветков. Ну а для того, чтобы запасти килограмм, на сбор нектара отправится уже не сотенная, а тысячная пчелиная армия, которой придётся облететь миллионы медоносов. Грандиозная по масштабам работа! Но одной только добычей нектара дело не ограничивается — его нужно ещё превратить в мёд. Именно поэтому пчелиную семью и называют самостоятельной фабрикой: она обеспечивает полный производственный цикл.

Пчелиные гнёзда для людей всегда были желанной находкой. Ради сладкой добычи сборщикам мёда приходилось карабкаться по деревьям, залезать в расщелины скал, где пчёлы устраивали себе жилища, рисковать и страдать от укусов. Самое древнее свидетельство пристрастия человека к мёду нашли в начале XX века в Испании. На стене пещеры художник каменного века высек рисунок: человек в окружении пчёл протягивает руку к гнезду с медовыми сотами. Примерно так на протяжении тысячелетий в разных уголках земного шара собирали мёд. Двуногие охотники за сладким лакомством оказались хитры на выдумку: стали выдалбливать в стволах деревьев пустоты и таким образом приманивали диких пчёл. На Руси искусственные дупла называли бортями. Когда началась массовая вырубка лесов, вытеснившая пчёл из их родной среды обитания, бортники, спасая промысел, стали таскать из леса куски поваленных дуплистых деревьев и ставить их поблизости от своих домов. Туда вселялись пчелиные семьи, но, чтобы собрать созревший мёд, пчеловодам приходилось выгонять пчёл и разрушать соты.

В былые времена мёда в нашей стране собирали очень много. По объёмам торговых оборотов он занимал после хлеба второе место, хватало его и для внутреннего потребления, и для отправки за море. Государство бортникам покровительствовало и строго наказывало за причинённый этому доходному промыслу вред. (262 слова)

(По материалам журнала «Вокруг света»)


- - - Информация о тексте для сжатого изложения - - -

1 - Чтобы получился мёд, семья пчёл трудится весь день, собирая нектар с тысяч цветков и перерабатывая его

2 - Люди охотились за мёдом ещё с каменного века

3 - На Руси бортники таскали из леса куски поваленных дуплистых деревьев и ставили их поблизости от своих домов, чтобы там селились пчёлы

4 - Раньше по объёмам торговых оборотов мёд в России занимал после хлеба второе место, и государство поддерживало пчеловодство

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания А1—А7; В1—В9. К каждому заданию А1—А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

(1) В детские годы мои мне часто приходилось в ранних зимних сумерках возвращаться домой, и на некрутом углу двух этих улиц я оказывался как раз в момент зажигания вечерних фонарей.

(2) Сначала на окраинной Нюстадтской редко, на больших расстояниях друг от друга, стояли некрасивые, даже, по-моему, ещё не металлические, а деревянные столбы, увенчанные наверху простодушными, вовсе архаического и провинциального вида, стеклянными домиками, в виде поставленных на меньшее основание четырёхгранных усечённых пирамид, сверху прикрытых такими же четырёхгранными железными крышами. (3) В каждом таком «скворечнике» была неприглядная керосиновая лампочка с узким стеклом-фонарем; точно такие же лампы продавались в керосиновых и посудных лавках на общую обывательскую потребу.

(4) В сумеречные часы позднего ноября или снежного декабря всюду на окраинах можно было видеть пропахших керосином фонарщиков.

(5) С коротенькой лёгкой лесенкой на плече и с сумкой, где был уложен кое-какой аварийный запас — несколько стёкол, моток фитиля, — фонарщик стремглав нёсся вдоль уличных сугробов, неустанно перебегая наискось от фонаря на чётной к фонарю на нечётной стороне: расставлены фонари были в шахматном порядке.

(6) На исходе первого десятилетия XX века старые простенькие столбы вырыли, металлические «скворечники» свезли в переплавку, и на моей Нюстадтской осенью меня встретили незнакомцы — керосинокалильные фонари. (7) Они были вдвое выше тех. (8) Теперь улица была освещена несравненно ярче. (9) Висящие на своих кронштейнах груши этих фонарей раскачивал ветер; длинные тени метались по стенам шестиэтажных домов, и нам, жившим тогда в этих домах, уже казалось, что наступил век совершенного торжества осветительной техники.

(10) На улицах средней руки — скажем, на набережных Невы — уже тогда светили совсем иной силы и устройства светильники, никому из нас теперь не известные, — газовые фонари. (11) Издали его было проще простого принять за старого знакомца, но то была уже новая техника — газ. (12) Их своеобразный зеленовато-белый свет, отражавшийся в чёрных водах осенней или весенней Невы, в её полыньях, в лужах талой воды на поверхности неоглядных ледяных полей, не спутал бы ни с каким другим светом ни один мой ровесник. (13) Только где увидишь их теперь?

(14) Это о них, о газовых фонарях той поры, думал Александр Блок, когда возникали перед ним мрачные видения тогдашнего «города-спрута», с его людными проспектами и дикими трущобами, с его роскошью и проституцией, нищетой и самоубийствами, мраком и холодом:

    Ночь, улица, фонарь, аптека,
    Бессмысленный и тусклый свет.

(15) Уже тогда, в раннем моём детстве, в десятых годах века, был в городе и электрический свет. (16) На Малой Итальянской высились высоченные фонари-столбы, напоминавшие Эйфелеву башню в миниатюре.

(17) А главные улицы связываются в воспоминании с совершенно другими фонарями. (18) У них были очень высокие столбы, такие же, как у нынешних наших: стройные, сваренные из труб разного поперечника.

(19) Вечером эти фонари загорались уже без фонарщика, все сразу по всему Невскому и по Большой Морской; сначала в них что-то начинало потрескивать, слегка посверкивать. (20) Потом молочно-белые яйца становились слегка л иловатыми, и сверху на головы проходящих начинало литься вместе с чуть-чуть сиреневым, трепещущим светом задумчивое, на что-то намекающее пчелиное жужжание.

(21) В этом жужжании, в этом полупризрачном свете и являлись поэтам того времени их Незнакомки и Прекрасные Дамы, лукавые, неверные, двусмысленные фантомы предсмертных годов того мира! (22) В этом жужжанье и падал тихо на панели, на мостовые, на медвежьи полости, на собольи палантины, на синие сетки лихачей, на крыши неуклюжих тогдашних автомобилей мягкий, пушистый, убаюкивающий снег.

(23) Ах, фонарики, фонарики Петербурга!

(По Л. Успенскому)

А1 Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Как автор относится к старым фонарям Петербурга?»

  1. Это приятные воспоминания.
  2. История фонарей, по мнению автора, неотъемлемая часть истории города.
  3. Автор не проводит параллели между историей фонарей и историей города.
  4. Автор рад наступлению эпохи технического прогресса и возможности избавления от старых тусклых фонарей.

А2 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «архаический» (предложение 2).

  1. старинный
  2. немодный
  3. отсталый
  4. некрасивый

А3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является анафора.

  1. На улицах средней руки — скажем, на набережных Невы — уже тогда светили совсем иной силы и устройства светильники, никому из нас теперь не известные, — газовые фонари.
  2. В этом жужжании, в этом полупризрачном свете и являлись поэтам того времени их Незнакомки и Прекрасные Дамы, лукавые, неверные, двусмысленные фантомы предсмертных годов того мира! В этом жужжанье и падал тихо на панели, на мостовые, на медвежьи полости, на собольи палантины, на синие сетки лихачей, на крыши неуклюжих тогдашних автомобилей мягкий, пушистый, убаюкивающий снег.
  3. Это о них, о газовых фонарях той поры, думал Александр Блок, когда возникали перед ним мрачные видения тогдашнего «города-спрута», с его людными проспектами и дикими трущобами, с его роскошью и проституцией, нищетой и самоубийствами, мраком и холодом:

      Ночь, улица, фонарь, аптека,
      Бессмысленный и тусклый свет.

  4. Ах, фонарики, фонарики Петербурга!

А4 Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове ИЗВЕСТНЫЕ (предложение 10) согласный звук [т] является непроизносимым.
  2. В слове СКВОРЕЧНИКЕ (предложение 3) нет звука [ч].
  3. В слове УВИДИШЬ (предложение 13) мягкость согласного [ш] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).
  4. В слове ЛИТЬСЯ (предложение 20) звуков меньше, чем букв.

А5 Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

  1. поперечника
  2. посверкивать
  3. возвращались
  4. загорались

А6 В каком слове слитное правописание приставки НЕ- определяется тем, что у слова есть синоним без НЕ?

  1. нечётной
  2. некрутом
  3. незнакомцы
  4. несравненно

А7 В каком слове правописание -НН- определяется тем, что одна буква Н входит в корень, а другая — в суффикс слова?

  1. стеклянными
  2. поставленных
  3. четырёхгранных
  4. сваренные

Задания В1—В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1—В9 записывайте словами или цифрами.

В1 Замените слово СТРЕМГЛАВ из предложения 5 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

В2 Замените словосочетание СУМЕРЕЧНЫЕ ЧАСЫ (предложение 4), построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

В3 Выпишите грамматическую основу предложения 7.

В4 Среди предложений 14—20 найдите предложение с обособленным уточняющим обстоятельством времени. Напишите номер этого предложения.

В5 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Сначала на окраинной Нюстадтской редко,(1) на больших расстояниях друг от друга,(2) стояли некрасивые,(3) даже,(4) по-моему,(5) ещё не металлические,(6) а деревянные столбы,(7) увенчанные наверху простодушными,(8) вовсе архаического и провинциального вида,(9) стеклянными домиками,(10) в виде поставленных на меньшее основание четырёхгранных усечённых пирамид,(11) сверху прикрытых такими же четырёхгранными железными крышами.

В6 Укажите количество грамматических основ в предложении 1.

В7 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.

Это о них,(1) о газовых фонарях той поры,(2) думал Александр Блок,(3) когда возникали перед ним мрачные видения тогдашнего «города-спрута»,(4) с его людными проспектами и дикими трущобами,(5) с его роскошью и проституцией,(6) нищетой и самоубийствами,(7) мраком и холодом...

В8 Среди предложений 15—23 найдите сложносочиненное предложение. Напишите номер этого предложения.

В9 Среди предложений 4—9 найдите сложное предложение с союзной сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью. Напишите номер этого предложения.


- - - Ответы - - -

А1-2; А2-1; АЗ-2; А4-3; А5-4; А6-2; А7-3.

Б1-быстро; Б2-часы сумерек; Б3-они были выше; Б4-15; Б5-4,5; Б6-2; Б7-3; Б8-20; Б9-9.

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе задание С2.

С2 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания филолога Геннадия Прокопьевича Мельникова: «В отличие от других индоевропейских языков, славянские обладают богатейшим набором суффиксов... Это связано с тем, что не только интонация, но и суффиксы передают мнение говорящего об описываемом событии».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Г.П. Мельникова.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


- - - Рекомендация для написания сочинения - - -

Смысл фразы

В русском языке с помощью суффиксов образуются новые слова. Кроме того, в нашем языке имеются суффиксы, с помощью которых автор может выразить оценку того, о чём он говорит.

Примеры

Примеры использованных автором слов с суффиксами.

Рейтинг@Mail.ru