Русский язык
ГИА 9 класс

Вариант 10

Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание С1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем — текст сжатого изложения.

С1 Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения — не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Текст для прослушивания

Родину рыжих кенгуру назвать райским местом никак нельзя. В основном — это внутренние районы континента, те самые, которые справедливо называют «Мёртвым сердцем» Австралии. Воды здесь мало, и на дождь надеяться нечего: в год выпадают осадки, еле смачивающие иссушенную землю. Растительность здесь небогатая: лишь отдельные островки жёсткой травы, ещё реже — заросли австралийского колючего кустарника. Чувствовать себя комфортно в подобных условиях могут лишь очень выносливые существа — рыжие кенгуру — самые крупные из ныне живущих сумчатых животных. «Рыжими» по праву могут именоваться только самцы, мех самок обычно голубовато-серого цвета.

У рыжих кенгуру короткие передние лапки и длинные мощные задние. Существует легенда, что когда-то все кенгуру ходили на четырёх ногах, но потом передние сильно обгорели во время пожара, и им пришлось научиться передвигаться на двух. Правда, легенда эта к эволюции не имеет никакого отношения, но факт остаётся фактом: с помощью задних ног эти животные передвигаются прыжками со скоростью до 65 километров в час, а за один энергичный прыжок преодолевают более девяти метров. Мускулистые, вооружённые стальными когтями «ноги» животные используют и как оружие обороны. Но к такому способу борьбы они прибегают крайне редко, когда их «прижмут к стенке» и отступать некуда, во всех остальных случаях они предпочитают убегать. А передними лапами в брачный период ловко «боксируют» самцы, нанося друг другу весьма чувствительные удары. Мощный широкий хвост используется в качестве опоры или балансира при беге. Гигантский рыжий кенгуру не умеет двигаться назад, он всегда устремлён только вперёд. Сумчатый абориген и в целом молодец хоть куда: мускулист, непривередлив, вынослив, что позволяет ему отлично приспосабливаться к засушливому климату.

Рыжие кенгуру — настоящие пустынники. Они не только крайне неприхотливы к еде, но стойко переносят и недостаток воды. (265 слов)

(По материалам журнала «Вокруг света»)


- - - Информация о тексте для сжатого изложения - - -

1 - Родина рыжих кенгуру — это внутренние районы Австралии с тяжёлым климатом и условиями жизни

2 - Мощные задние лапы и хвост рыжих кенгуру хорошо приспособлены для перемещения в пустыне

3 - В случае нападения кенгуру используют лапы как оружие

4 - Рыжие кенгуру неприхотливы к еде и переносят недостаток воды

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания А1—А7; В1—В9. К каждому заданию А1—А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

(1) Мамы давно уже нет... (2) А я всё ещё мысленно говорю: «Прости меня, мама». (3) Она рассказывала близким, знакомым и даже не очень близким, какой у неё сын: очень хотела, чтобы люди ко мне хорошо относились, чтобы уважали меня. (4) Я и в самом деле старался спасти её от болезней, от житейских невзгод, торопился выполнить её нечастые просьбы. (5) А слов, которыми сейчас до того переполнен, что они подступают к горлу, не высказал. (6) Многое мы, увы, осознаём запоздало, когда исправить уже ничего нельзя. (7) Случалось, забывал позвонить в назначенный час, но мама не обижалась: «Я понимаю, ты так занят!»

(8) Иногда раздражался по пустякам, а она не отвечала тем же: «Я понимаю, как ты устал!» (9) Она всё стремилась понять, исходя из интересов сына, которые были для неё подчас выше истины. (10) Если бы можно было сейчас позвонить, прибежать, высказать! (11) Поздно.

(12) В истории Второй мировой войны много и таких трагических фактов, которые полузабыты или вовсе поросли сорняками забвения.

(13) Алюминиевые предприятия до войны были расположены в местах весьма уязвимых, недалеко от западной границы, и все те заводы были уничтожены в первые же месяцы битвы. (14) Страна практически осталась без алюминия, это было событием катастрофическим. (15) И тогда было решено на базе маленького уральского алюминиевого завода в кратчайший срок и, естественно, «не считаясь с потерями» создать гигант алюминиевой промышленности. (16) Самый мощный и опытный в стране строительный коллектив, в котором работала мама, был брошен на выполнение «исторического» задания.

(17) «Ты будешь нам нужен!» — сказал мне начальник стройки Андрей Никитич Прокофьев, которого любили и называли стариком, хотя теперь я понимаю, что ему было едва за пятьдесят. (18) Он знал меня и потому, что я был сыном своей мамы, и потому, что уже тогда, в мальчишеском возрасте, часто печатался и выступал по радио. (19) Одним словом, мы с мамой отправились вместе.

(20) Эшелон добирался до места назначения полмесяца, и мама в пути заболела... (21) Помню первое ноября сорок первого года, когда мы выгрузились, покинули эшелон, и перед нами простёрлось неоглядное, промозглое пространство: разбухшая, вся в лужах и ямах земля, бараки, палатки, одинокие, закопчённые дома и цеха. (22) Холодный, унылый дождь, казалось, заладил навечно...

(23) Ко мне подошёл Яков Белопольский, впоследствии знаменитый архитектор, лауреат всех и всяческих премий.

(24) — Толя, ты должен быть мужчиной, — сказал он. — (25) Мама, ты знаешь, в дороге тяжело заболела... (26) И помочь ей здесь никто не сумеет. (27) Нужна срочная операция! (28) А до города, сказали, довезти не успеют...

(29) Помню, я сразу же, по наитию свыше, рухнул коленями на мокрую землю и воздел руки к небу:

— Господи, спаси мою мамочку!

(30) Минут через пятнадцать выяснилось, что жена одного из инженеров — искусный хирург, что она привезла с собой инструменты, лекарства. (31) В барачных, воинствующе антисанитарных условиях она сделала сложнейшую операцию, и мама прожила ещё тридцать семь лет, а я с того дня, с первого ноября сорок первого года, стал верить в Бога. (32) Он услышал меня... (33) Могу ли я сомневаться?..

(По А. Алексину)

А1 Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «О чём больше всего сожалеет автор?»

  1. Он недостаточно помогал матери.
  2. Он не смог упасти её от болезней.
  3. Он часто приходил домой раздражённый.
  4. Он недостаточно говорил матери о своей сыновней любви.

А2 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «житейских» (предложение 4).

  1. жизненных
  2. бытовых
  3. семейных
  4. личных

А3 Укажите вариант, в котором средством выразительности речи является градация.

  1. Мамы давно уже нет... А я всё ещё мысленно говорю: «Прости меня, мама».
  2. Я и в самом деле старался спасти её от болезней, от житейских невзгод, торопился выполнить её нечастые просьбы.
  3. Она рассказывала близким, знакомым и даже не очень близким, какой у неё сын...
  4. Самый мощный и опытный в стране строительный коллектив, в котором работала мама, был брошен на выполнение «исторического» задания.

А4 Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове ПРОСЬБЫ (предложение 4) в результате озвончения слышится согласный звук [з’].
  2. В слове БЛИЗКИМ (предложение 3) слышится звук [з].
  3. В слове БУДЕШЬ (предложение 17) буква Ь (мягкий знак) не обозначает мягкость согласного.
  4. В слове ДОЖДЬ (предложение 22) звуков меньше, чем букв.

А5 Укажите слово с проверяемой безударной гласной в корне.

  1. раздражался
  2. интересов
  3. расположены
  4. эшелон

А6 В каком слове правописание приставки определяется тем, что после неё слышится глухой согласный звук?

  1. разбухшая
  2. подступают
  3. исправить
  4. воздел

А7 В каком слове правописание -НН- или -Н- определяется тем, что слово произошло от прилагательного с таким же количеством букв Н?

  1. мысленно
  2. назначенный
  3. закопчённые
  4. переполнен

Задания В1—В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1—В9 записывайте словами или цифрами.

В1 Замените слово ВОЗДЕЛ из предложения 29 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

В2 Замените словосочетание СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕКТИВ (предложение 16), построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

В3 Выпишите грамматическую основу предложения 10.

В4 Среди предложений 12—16 найдите предложение с однородными сказуемыми. Напишите номер этого предложения.

В5 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Он знал меня и потому,(1) что я был сыном своей мамы,(2) и потому,(3) что уже тогда,(4) в мальчишеском возрасте,(5) часто печатался и выступал по радио. Одним словом,(6) мы с мамой отправились вместе.

В6 Укажите количество грамматических основ в предложении 30.

В7 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.

Он знал меня и потому(1), что я был сыном своей мамы,(2) и потому, (3)что уже тогда,(4) в мальчишеском возрасте,(5) часто печатался и выступал по радио.

В8 Среди предложений 17—23 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

В9 Среди предложений 1—11 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.


- - - Ответы - - -

А1-4; А2-2; АЗ-3; А4-2; А5-1; А6-3; А7-1.

Б1-поднял; Б2-коллектив строителей; Б3-можно было бы позвонить, прибежать, высказать; Б4-12; Б5-6; Б6-3; Б7-1,2,3; Б8-17; Б9-3.

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе задание С2.

С2 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного педагога Василия Александровича Сухомлинского: «Слово — тончайшее прикосновение к сердцу, оно может стать и нежным, благоухающим цветком, и живой водой, возвращающей веру в доброе, и острым ножом, и раскалённым железом, и комьями грязи... Мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное — приносит беду. Словом можно убить и оживить, рассеять сомнения, повергнуть в уныние, вдохновить и привести в оцепенение силы души».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами В.А. Сухомлинского.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


- - - Рекомендация для написания сочинения - - -

Смысл фразы

Слова играют важную роль в жизни человека. Словом можно обозначить всё то, что мы видим, о чём мы думаем. Слова бывают разными. Следует осторожно подбирать слова, так как словом можно как обрадовать, так и ранить человека.

Примеры

Показать, как важно было для автора слово поддержки, сказанное в трудное время.

Рейтинг@Mail.ru