ГИА 9 класс

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

Вариант 11

Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание С1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем — текст сжатого изложения.

С1 Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения — не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Текст для прослушивания

Танго — танец страстный и чувственный, темпераментный и драматический, но всегда окрашенный грустью. Движения танго выражают крайние чувства и взрывную страсть. В отличие от регулярно повторяющегося ритма вальса, танго включает в себя паузы и изменение ритма — ускорение, замедление. Быстрые движения чередуются с медленными, создавая особую, экспрессивную атмосферу танца. Как и многие другие парные танцы, аргентинское танго — порождение определённого времени и региона.

История танго полна падений и взлётов. Родившись в конце XIX века в Боливии, в начале XX века оно завоевало Европу, позже пережило золотой век в столице Аргентины Буэнос-Айресе, на многие годы ушло в тень и возродилось в 1990-х. В Буэнос-Айресе одна за другой открылись специальные школы, учреждена Национальная Академия Танго, призванная беречь историческое наследие, проводится фестиваль танго.

Надвинутая на глаза шляпа, красно-чёрная гамма в костюме, провокационный разрез, чулки в сетку — вот тот стандартный набор, который встречает любого приехавшего в Буэнос-Айрес буквально на каждом шагу: с витрин сувенирных магазинов, с афиш, в лице вездесущих уличных танцоров. Если в середине XX века увлечение танго было тотальным, то со временем оно стало уделом немногих любителей и с популярных танцплощадок перекочевало в клубы. Тем же, кто переступит порог клуба, откроется удивительный мир. Где ещё увидишь, чтобы молодёжь проникновенно исполняла народный танец парами, как их бабушки и дедушки? А старики, как какие-нибудь тинэйджеры, возвращались домой только под утро? Этот мир живёт по своим, особым законам. Непостижимым образом в нём всегда сохраняется равновесие — между молодыми и пожилыми, завсегдатаями и новичками, женщинами и мужчинами. Всё то, что важно в обыденной жизни — социальное положение, карьера, успех, — теряет здесь всякое значение, уступая место единственному критерию: «Ты есть то, что танцуешь». (262 слова)

(По материалам журнала «Вокруг света»)


- - - Информация о тексте для сжатого изложения - - -

1 - Движения танго выражают крайние чувства и страсть

2 - История танго полна падений и взлётов

3 - В Буэнос-Айресе всё связано с символикой танго

4 - Клубы любителей танго — это особый мир

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания А1—А7; В1—В9. К каждому заданию А1—А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

(I) Я рассматриваю письма читателей и вспоминаю многочисленные устные высказывания на литературных встречах. (2) Они, те письма и высказывания, пополняют мой писательский блокнот новыми абзацами и страницами.

(3) Многие вопросы читателей можно свести к такому общему смысловому знаменателю: что являет собой в реальности понятие «счастье»?

(4) Интересуются и тем, бывал ли я когда-нибудь абсолютно счастлив.

(5) Отвечаю сразу и не задумываясь: «абсолютно» не бывал никогда.

(6) Аркадий Исаакович Райкин мне говорил, что самый бессмысленный вопрос звучит так: «У вас всё хорошо?» (7) Разве хоть у кого-нибудь и когда-нибудь бывает всё хорошо?!

(8) Ощущать этакое безграничное, бездумное и беспечное счастье — это, на мой взгляд, безнравственно и грешно. (9) Ведь если даже у тебя всё вроде бы сложилось благополучно, кто-то в это самое время испытывает душевные и физические муки, а кто-то горько оплакивает кончину близкого человека, а кто-то сам прощается с жизнью...

(10) Классики русской литературы проникли в глубочайшие глубины общечеловеческих ситуаций, общечеловеческих конфликтов и психологических катаклизмов и постигли непостижимые сложности бытия людского.

(11) Что же они думают о столь желанном для каждого счастье?

(12) Пушкин, как известно, писал: «На свете счастья нет, но есть покой и воля». (13)Под волей он разумел свободу. (14) Лермонтов искал «свободы и покоя», и это было едва ли не самым сокровенным его стремлением. (15) Правда, противоречивость мечтаний и действий была свойственна порой и великим. (16)Искал-то Лермонтов «покоя», а в реальности уподоблялся тому парусу, который «ищет бури, как будто в бурях есть покой!».

(17) «Покой нам только снится...» — через много лет печально констатировал Александр Блок. (18) Быть может, во второй половине двадцатого века покой людям уже и не снится, но всё же мы жаждем душевного покоя, в котором только и возможен творческий непокой и благотворный непокой в любой другой деятельности, необходимой обществу.

(19) Сергей Есенин писал: «Не жаль мне лет, растраченных напрасно...». (20) Вряд ли можно согласиться с поэтом, что годы свои он «растратил» попусту. (21) Думаю, он один из первых поразительно осознал, предвидел, в какой непроглядный мрак погрузят разного рода коллективизации российское крестьянство, а стало быть, и всю Россию, которая страной-то в ту пору была крестьянской.

(22) Недолгие годы свои Сергей Александрович прожил далеко не напрасно, но и далеко не счастливо:

    Любимая!
    Меня вы не любили.
    (23)Не знали вы, что в сонмище людском
    Я был как лошадь, загнанная в мыле,
    Пришпоренная смелым ездоком.

(24) Бессмертных житейское благоденствие посещало не часто. (25) Принято считать Гёте баловнем судьбы. (26) А вот Ираклий Андроников показал мне гётевское письмо, в котором «баловнем» сказано, что, если бы в его жизни был хоть один совершенно счастливый месяц, он бы, скорее всего, и всю жизнь свою почитал счастливой.

(27) На памятнике отцу Лермонтова в Тарханах читаю:

    Ты жизнь мне дал,
    Но счастья не дал.
    (28) Ты сам на свете был гоним,
    Ты в жизни только зло изведал...

(29) Тяжко приходилось бессмертным. (30) «В жизни только зло изведал...» (31) Это относилось и к самому гению. (32) Но сколько мудрости и света подарил людям он?

(По А. Алексину)

А1 Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему рассказчик перечитывает старые письма и вспоминает литературные встречи прошлых лет?»

    1) Это приятные воспоминания.
  1. Это даёт толчок литературному творчеству.
  2. Он любит переписывать содержание писем в блокнот.
  3. Это даёт ощущение диалога с читателями.

А2 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «катаклизмы» (предложение 10).

  1. стихийные бедствия
  2. столкновения
  3. перевороты
  4. мучения, беспокойство

А3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является риторический вопрос.

  1. Разве хоть у кого-нибудь и когда-нибудь бывает всё хорошо?!
  2. Многие вопросы читателей можно свести к такому общему смысловому знаменателю: что являет собой в реальности понятие «счастье»?
  3. Что же они думают о столь желанном для каждого счастье?
  4. Аркадий Исаакович Райкин мне говорил, что самый бессмысленный вопрос звучит так: «У вас всё хорошо?»

А4 Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове УСТНЫЕ (предложение 1) согласный звук [т] является непроизносимым .
  2. В слове СЧАСТЬЕ (предложение 3) первый звук — [с].
  3. В слове КРЕСТЬЯНСТВО (предложение 21) буква Ь (мягкий знак) обозначает, что после него слышится согласный звук [й].
  4. В слове ЖЕЛАННОМ (предложение 11) все согласные звуки твёрдые.

А5 Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

  1. непостижимые
  2. сложилось
  3. благополучно
  4. знаменателю

А6 В каком слове правописание приставки определяется тем, что после неё слышится глухой согласный звук?

  1. безнравственно
  2. безграничное
  3. испытывает
  4. предвидел

А7 В каком слове правописание -НН- определяется тем, что с таким количеством букв Н это слово пишется в полной форме?

  1. сокровенным
  2. свойственна
  3. растраченных
  4. совершенно

Задания В1—В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1—В9 записывайте словами или цифрами. В1 Замените слово РАЗУМЕЛ из предложения 13 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

В2 Замените словосочетание ПИСАТЕЛЬСКИЙ БЛОКНОТ (предложение 2), построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

В3 Выпишите грамматическую основу предложения 15. Ответ:

В4 Среди предложений 17—21 найдите предложения с обособленным определением. Напишите номера этих предложений.

В5 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове (выражении).

А вот Ираклий Андроников показал мне гётевское письмо,(1) в котором «баловнем» сказано,(2) что,(3) если бы в его жизни был хоть один совершенно счастливый месяц,(4) он бы,(5) скорее всего,(6) и всю жизнь свою почитал счастливой.

В6 Укажите количество грамматических основ в предложении 26.

В7 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочинённого предложения.

Быть может,(1) во второй половине двадцатого века покой людям уже и не снится,(2) но всё же мы жаждем душевного покоя,(3) в котором только и возможен творческий непокой и благотворный непокой в любой другой деятельности,(4) необходимой обществу.

В8 Среди предложений 11—18 найдите сложноподчиненное предложение со сравнительным придаточным. Напишите номер этого предложения.

В9 Среди предложений 11—21 найдите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью. Напишите номер этого предложения.


- - - Ответы - - -

А1-2; А2-4; АЗ-1; А4-2; А5-2; А6-3; А7-2.

Б1-понимал, подразумевал; Б2-блокнот писателя; Б3-противоречивость была свойственна; Б4-18,19; Б5-5,6; Б6-4; Б7-2; Б8-16; Б9-18.

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе задание С2.

С2 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания филолога Льва Владимировича Щербы: «В обществах, знающих уже письменность, литературный язык прежде всего раздваивается на устный и письменный... Различия между этими разновидностями литературного языка определяются, с одной стороны, их разной функциональной направленностью, а с другой, однако, и чисто техническими причинами».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Л.В. Щербы.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


- - - Рекомендация для написания сочинения - - -

Смысл фразы

Язык имеет две формы существования: устную и письменную. Они отличаются сферами употребления, функциями и формой. Устная речь состоит из коротких, часто неполных предложений, в ней не используются причастные и деепричастные обороты. Письменная речь полнее и точнее устной. В ней используются сложные предложения и книжная лексика.

Примеры

Показать, какие слова и обороты , синтаксические конструкции, использованные автором в письменном тексте, мы не используем в устной речи.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru