>>> Перейти на полный размер сайта >>>

Учебное пособие

Профессия - журналист

       

ТАСС уполномочен заявить

С тех пор как появилась периодическая печать, возникла и проблема снабжения ее информацией. Далеко не каждая газета или журнал могли позволить себе иметь собственных корреспондентов в других городах, а тем более других странах. Поэтому в первой половине XIX в. стали появляться «газеты для газет» — информационные агентства: французское Гавас (1835 г.). В 1844 на его базе создано известное мировое агентство «Франс Пресс»), американское Ассошиэйтед Пресс (1848 г.), немецкое Вольф (1849 г.), английское Рейтер (1851 г.). Рождение информационных агентств стимулировало новые изобретения в области техники, и в первую очередь средств связи.

Можете ли вы сегодня себе представить, что о бомбардировках Югославии авиацией сил НАТО мир узнал бы спустя дней 15—20? А вот весть о победе английского флота под предводительством адмирала Нельсона достигла Лондона через 17 (!) дней.

Первое полуофициальное российское информационное агентство (Российское телеграфное агентство) возникло в 1894 г. в Петербурге, однако оно попало в полную зависимость от немецкого агентства Вольфа. В 1902 г. в России было создано Торгово-телеграфное агентство (ТТА), которое позже было переименовано в Петербургское телеграфное агентство. Основная тематика сообщений этого агентства, как можно догадаться из первоначального названия, — экономическая. После Октябрьской революции, в сентябре 1918 г., было создано известное всем (вспомните Маяковского и его окна РОСТА) Российское телеграфное агентство (РОСТА). Вплоть до 1925 г., когда РОСТА было преобразовано в Телеграфное агентство Советского Союза, на практике была опробована система работы информационного агентства не только как накопителя, сортировщика, обработчика и распространителя информации, но и как информационного диктатора, указывавшего средствам массовой информации, что и когда публиковать. Таким образом, возможность интерпретации факта сводилась к стилистическому минимуму.

И вот, как уже говорилось, в 1925 г. создаётся ТАСС, который стал центральным и крупнейшим формационным органом СССР, по сути министерством информации и печати. Известная формулировка «ТАСС уполномочен заявить...» верна буквально: заявления ТАСС являли собой официальную точку зрения правительства, вестники ТАСС рассылались в обязательном порядке во все СМИ. Любое расхождение в оценках с ТАСС категорически пресекалось, а информация, пройдя по его каналам, будто приобретала сертификат качества.

Главная редакция информации для заграницы (ГРИДЗ) ТАСС занималась сбором информации внутри СССР и за рубежом для иностранных потребителей своей продукции (чаще именуемых подписчиками). Размах этого слаженно работающего механизма сложно переоценить: в 1980 г. ТАСС имел 4300 подписчиков, из них 325 — иностранных. В сутки за беж передавалось 2,5 млн. слов, информация и границы поступала от 102 представительств ТАС

Однако с началом перестройки появились и первые проявления недоверия к «тассовкам» — подтасовка фактов, тенденциозность их подачи, «политически грамотный» отбор новостей как внутри страны, так и из-за рубежа, плюс появившиеся в 1989 г. сразу два крупных независимых от ТАСС информационных агентства («Интерфакс» и «Постфактум») разрушили монополию и былое могущество ТАСС. А еще через несколько лет началось стремительное падение объемов информации, перерабатываемой ТАСС, сокращение штатов (особенно корреспондентского состава зарубежных корпунктов), за счет чего и поднялись первые независимые агентства — квалифицированные молодые кадры сделали свое дело.

О том, как живет и функционирует информационное агентство, лучше рассказывать, опираясь на конкретный пример. Мы в этом качестве возьмем одно из крупных и авторитетных информационных агентств России — «Интерфакс». Оно было создано группой из 10—12 московских журналистов Центрального телевидения (редакция иновещания). Их первыми подписчиками были иностранные фирмы, посольства, корпункты, информацию они получали по факсу.

Естественно, что самым крупным конкурентом Интерфакса» оставался ТАСС, поэтому, чтобы выжить в конкурентной борьбе, новое агентство «позиционировалось» (т. е. сделало акцент на свои сильные стороны, которыми ТАСС не обладал): их сообщения в отличие от традиционных тассовских были краткими и яркими по форме, горячая новость и эксклюзивное интервью вмещались в 4—10 предложений, основной объем занимали события, которые не принято было освещать в единственном государственном информационном агентстве. Именно на это свободное от ТАСС информационное поле «Интерфакс» направлял свои основные усилия.

Не обошлось и без перегибов: на первом этапе работы, стремясь завоевать себе место под солнцем, «Интерфакс» старался в первую очередь «поднимать на волну» «жареные» факты, иной раз не слишком заботясь об их проверке. Но, несмотря на это, подающий надежды новичок быстро, в течение 1—1,5 лет, завоевал авторитет в первую очередь среди западных потребителей информации, среди которых ведущие СМИ Америки, Великобритании, Германии, Франции, Японии, Италии, Испании, Скандинавских стран... Эти контакты и репутация способствовали приобретению «Интерфаксом» имиджа выгодного объекта инвестиций, куда не страшно вкладывать деньги и где можно получить надежную прибыль. Именно это позволило «Интерфаксу» подняться на следующий уровень развития — ввести в состав своих учредителей западные фирмы, которые обеспечили агентству высокий уровень технического оснащения, без которого немыслима качественная работа такого рода структуры (все подразделения агентства обрабатывают информацию с помощью АСОС — автоматической системы обработки сообщений, пользуются новейшими видами связи и пр.).

Следующий необходимый в развитии шаг — повышение профессионального уровня коллектива: начиная с октября 1991 и по конец 1993 г. осуществлялась интенсивная перекачка молодых и в то же время опытных журналистов, репортеров, обозревателей, главных выпускающих из ТАСС в «Интерфакс». Всего перешло примерно 20—30 человек. Это, естественно, резко повысило не только общий уровень работы нового агентства, но и качество его сообщений: ТАССовцы, пользуясь своими прежними связями, сумели вывести «Интерфакс» на самые высокие источники информации: в Кремле, на Новой площади, в Белом доме, в Министерстве обороны, МИДе, Генштабе... Но, расширяя свое штатное расписание, «Интерфакс» не упускает из виду и деятельность своих стрингеров (так называют внештатных корреспондентов), требуя от них не только оперативности, но и строгой проверки достоверности своих сообщений.

В результате этого бурного развития сложилась следующая редакционная структура «Интерфакса»:

  1. Ведущий отдел — отдел политической информации.
  2. «Президентский вестник». Информация правительства и для правительства.
  3. Отдел бизнес-информации.
  4. Биржевые сводки.
  5. Электронная информация в системе RELCOM.
  6. Отдел переводов.
  7. Технические службы.

Основная тематика агентства — общественно-политическая информация, но не специальная, а скорее носящая универсальный характер. Вот некоторые из выпускаемых «Интерфаксом» в начале 90-х г. бюллетеней:

  • «Ньюс» — информация, новости, события. Выходит 4 раза в день.
  • «Экспресс-информация» — срочные, эксклюзивные сообщения. Выходит, как только они появляются.
  • «Бизнес-информация» — не узкоспециальная, для экономистов и бизнесменов, а общественного пользования, скорее для СМИ. Выходит 1 раз в день.
  • «Дипломатическая панорама» — приезд гостей, конфликты, приемы. Выходит раз в день.
  • «Президентский вестник», выходит каждый день в 17.00.
  • «Москва ночью» — сплетни, убийства, скандалы, развлечения. Выходит 1 раз в день.
  • «Календарь «Интерфакса» выходит по воскресеньям. Важнейшие события недели, реклама — прямая и косвенная.

Все издания «Интерфакса» выходят на русском и английском языках.

Сегодня существует множество информационных агентств — как универсальных по тематике («Интерфакс», «Постфактум»), так и более специализированных: на политической информации (ИА при «Независимой газете» «НЕГА»), экономической и деловой информации (Агентство экономических новостей (АЭН) и Агентство деловых сообщений (АДС)). Помимо центральных агентств, базовая структура которых находится в Москве, существуют и мощные региональные информационные агентства, например, «Северный Кавказ».

Во всяком случае процесс разделения труда начался не вчера, так что информационные агентства возникли естественно, и сегодня пестрый мир современной прессы без них просто немыслим.

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru