>>> Перейти на мобильный размер сайта >>>

Учебное пособие

Профессия - журналист

       

Глава 8. Творческий конкурс

Из собственного опыта знаю, что абитуриенты и их родители больше всего страшатся именно творческого конкурса. Уверяю, не так страшен черт, как его малюют! Что же это такое — творческий конкурс и можно ли к нему подготовиться?

Для начала познакомьтесь с документами — некоторыми Положениями о творческом конкурсе, которые предлагаются абитуриентам в разных университетах страны, а потом займемся их комментированием. Итак,

ПОЛОЖЕНИЕ О СОБЕСЕДОВАНИИ
для поступающих на отделение журналистики Ростовского университета (РГУ)

Для выявления творческих способностей и других профессиональных важных качеств абитуриентов отделения журналистики перед вступительными экзаменами проводится творческий конкурс, который оценивается по трехбалльной системе.

Основная задача комиссии по проведению творческого конкурса — сделать предварительное заключение о том, обладает ли абитуриент способностями, необходимыми для профессии журналиста, и целесообразно ли допускать его к вступительным экзаменам.

На конкурс представляются:

  • публикации в газетах и журналах, сценарии, тексты для радио и телевидения, рукописи, фотографии;
  • рекомендации редакций и отделений Союза журналистов;
  • дипломы конкурсов юных корреспондентов и школ журналистов;
  • другие материалы, относящиеся к творческой и профессиональной работе в журналистике.

Абитуриенты допускаются к участию в конкурсе и без представления таких материалов.

Члены комиссии рассматривают публикации и другие материалы, представленные на конкурс, и проводят собеседование, цель которого — углубить представление о творческих возможностях абитуриента, уровне его профессиональной ориентации и общей культуры.

Комиссия обращает внимание на соответствие суждений, оценок, содержащихся в рекомендациях и характеристиках, количеству и качеству материалов, подготовленных абитуриентом в период сотрудничества с редакцией, выдавшей характеристику.

При определении лучших публикаций комиссия обращает внимание на то, появляются ли в материалах абитуриента:

  • умение находить новость, социально значимые факты, отбирать характерные детали, видеть общественно значимые проблемы;
  • способность наглядно, образно, эмоционально изображать события, факты, ситуации, людей;
  • способность логически мыслить, анализировать и оценивать события, факты, находить убедительные аргументы, делать выводы.

В ходе собеседования ставятся вопросы, выявляющие круг интересов абитуриента, его ориентированность в средствах массовых коммуникаций, понимание специфики избранной профессии.

По результатам творческого конкурса комиссия может начислить от одного до двух баллов, допустить абитуриента к экзаменам без начисления дополнительных баллов или рекомендовать его для поступления на отделение журналистики.

Один балл начисляется:

  • авторам лучших публикаций;
  • наиболее активным юнкорам, внештатным корреспондентам;
  • абитуриентам, показавшим в ходе собеседования лучший уровень профессиональной ориентации и пригодности для работы в журналистике.

Два балла начисляются:

  • лауреатам именных творческих конкурсов, проведенных местными отделениями Союза журналистов;
  • членам Союза журналистов.

Результаты творческого конкурса протоколируются и сообщаются абитуриенту после проведения собеседования.

Положение о творческом конкурсе (Воронежский государственный университет)

Абитуриенты на специальность «Журналистика» до вступительных экзаменов проходят творческий конкурс (три тура) или собеседование в форме творческого конкурса (для медалистов и абитуриентов, поступающих на договорной основе).

К началу творческого конкурса в приемную комиссию, кроме основных документов, желательно предоставлять:

  • характеристику-рекомендацию редакции или местной организации Союза журналистов России;
  • авторские материалы, в том числе и фотоиллюстрации, опубликованные в газетах, журналах, информационно-рекламных изданиях или переданные по радио и телевидению (не менее 5 публикаций).

Печатные материалы предоставляются в виде вырезок (фотопубликации по желанию абитуриента могут быть дополнены оригиналами). Материалы радио и телевидения должны быть напечатаны на пишущей машинке. Все публикации заверяются печатью соответствующей редакции и подписываются ее руководителями.

Абитуриенты допускаются к участию в конкурсе и без предоставления таких материалов.

1-й тур творческого конкурса предполагает анализ представленных абитуриентами публикаций. Максимальная оценка — 15 баллов.                                   

15 баллов ставятся:

  • за умение находить новость, социально значимые, интересные факты, характерные детали, видеть общественно значимые проблемы, находить аргументы, делать выводы — 5 баллов;
  • за способность наглядно, образно, эмоционально изображать события, факты, ситуации, людей — 5 баллов;
  • уровень владения словом — 5 баллов.

2-й тур творческого конкурса — письменная работа. Максимальная оценка — 30 баллов. 30 баллов ставятся:

  • за хорошее знание предмета, наличие убедительных фактов и аргументов по освещению темы — 10 баллов;
  • за оригинальность исполнения — 10 баллов;
  • уровень владения нормативной грамматикой и стилистикой — 10 баллов.

3-й тур творческого конкурса представляет собой ответы на вопросы профессиональной ориентации. 15 баллов выставляется абитуриенту за самостоятельность, широту кругозора, уровень начитанности, глубину анализа периодики, творчества современных публицистов.

Абитуриенты, набравшие по итогам творческого конкурса от 50 до 60 баллов, получают оценку «отлично»; от 40 до 49 баллов — «хорошо»; от 35 до 39 баллов — «удовлетворительно»; менее 35 баллов — «неудовлетворительно» (к экзаменам допускаются).

Внимательный читатель уже понял, что, несмотря на то, что в каждом университете есть свои особенности в проведении и условиях творческого конкурса, тем не менее суть и основные требования — едины.

Подавая документы в приемную комиссию, желательно принести свои публикации в прессе или тексты радио- и телепрограмм, а также по возможности характеристику из редакции того СМИ, с которым вы сотрудничали. Это дает вам дополнительные шансы получить более высокий балл на творческом конкурсе.

Понятно, что публикации и характеристику можно предъявить лишь тогда, когда вы заранее определились с выбором профессии. Это значит, что еще в школьные годы, пусть даже в последнем, выпускном, классе вы набрались храбрости, чтобы прийти в редакцию любой местной газеты или телеканала, радиостанции, предложить им свой материал — заметку, интервью, репортаж, что угодно, либо попросить дать вам задание.

А что же делать тем, кто запоздал с таким решением и у него нет опубликованных или прозвучавших в эфире работ? Не отчаивайтесь, В правилах большинства учебных заведений оговорено, что можно участвовать в творческом конкурсе и без публикаций. Это раз.

Можно представить свои рукописи — это могут быть удачные на ваш взгляд сочинения, различные зарисовки или эссе. А может быть, путевые заметки о вашем последнем путешествии, или стихи, или рассказы, или рукописные школьные альманахи, журналы, газеты, — в общем, ваш самиздат. Любителям рок-музыки по всей видимости знакомо такое имя — Артем Троицкий. Кто-то читал его газетные и журнальные публикации, кто-то смотрел телепрограмму «Кафе «Обломов», кто-то слушал на радиостанции «Европа плюс» его авторскую программу «FM-Достоевский...». Первые журналистские опыты Троицкого относятся к школьному периоду, С 12 лет Артем увлекался рок-музыкой, собирал разнообразную информацию о роке и вместе со школьными друзьями стал издавать рукописный рок-н-ролльный журнал, который назывался «Нью Даймонд». Поэтому не следует комплексовать по поводу того, что у вашего приятеля, который тоже собирается поступать на «журналистику», есть публикации, а у вас нет. Принимается любое ваше творчество, оно будет внимательным образом оцениваться комиссией. Это два.

Хотите знать мнение декана факультета журналистики МГУ Ясена Николаевича Засурского? Он для вас авторитет? Вот как считает декан: «Мы очень долго не хотели вводить творческий конкурс. А когда ввели, не сделали его единственным критерием при приёме. Есть ребята, которые находят себя уже после того, как начинают учиться. Постепенно и медленно шли к вершинам журналистской профессии многие известные сегодня публицисты, например Отто Лацис». Это три. Ну, что, я вас убедила?

Так что же, к творческому конкурсу можно не готовиться, спросите вы? Ничего подобного! Готовиться и еще как готовиться! Для начала изучить местную прессу и выбрать понравившиеся газеты, на страницах которых вы хотели бы увидеть свой материал. На второй или последней странице газеты, как правило, есть выходные сведения — основные данные о газете: кто ее издает, где она зарегистрирована, где печатается, каким тиражом, а также некоторые данные о редакции — адрес, телефоны, иногда с указанием отделов, фамилия редактора и др. Позвоните по телефону приемной редактора, представьтесь и объясните, что вы хотели бы сотрудничать с газетой. Спросите, к кому, в какой отдел лучше всего обратиться. Не думайте, что вас примет главный редактор, — у него проблем без вас хватает — хотя, кто его знает: все может быть. Обычно шансов на доброжелательное к себе отношение больше в отделе писем или новостей. Предварительно позвоните и договоритесь о встрече. Важно прийти в редакцию со своими предложениями о том, про что вы могли бы написать. Даже если эти предложения и не будут потом приняты.

Если вам дадут редакционное задание, не бойтесь задавать вопросы, как его выполнить, до тех пор пока вам станет все понятно. Никогда не уходите из редакции с чувством, что вас отправили «туда, не знаю куда» и попросили написать «то, не знаю что». Потому что в этом случае у вас ничего не будет получаться, вы будете оттягивать свой второй приход в редакцию и тем самым подорвете к себе доверие.

Журналистика требует большой ответственности и не терпит разгильдяйства и необязательных людей. Не успеваете сделать что-либо к сроку, что-то не получается, позвоните заранее, предупредите, спросите совета. Будьте настойчивы и последовательны. Не бойтесь показаться глупым, смешным или наивным. Во-первых, вы молоды, и к вам относятся снисходительно (в хорошем смысле этого слова). А во-вторых, лучше выглядеть дурак дураком перед одним собеседником, задавая ему «примитивные» вопросы, чем, кивая ему, мол, все ясно, потом не суметь правильно объяснить читателю и выглядеть дураком уже перед всеми.

Я лично свой первый материал о школьной ученической бригаде отправила в редакцию по почте. На мое счастье его довольно быстро, а главное, с минимальной правкой и моим (!) заголовком опубликовали и прислали гонорар (!). Даже не помню, чему больше радовалась— своей фамилии под материалом в газете или извещению на перевод в четыре рубля 94 копейки со штемпелем «Редакция газеты «Строитель коммунизма». Зато свою первую заметку в Ростове про теннисные соревнования (всего 20 строк) я переписывала шесть раз! Не расстраивайтесь, если вас вдруг «сократили» вполовину или выбросили из текста самые удачные, как вы считаете, выражения и слова. Не опускайте руки. Пишите снова и снова. Еще раз повторюсь — умение и мастерство приходят с практикой.

Второе испытание, которое вам предстоит в связи с творческим конкурсом, — это собеседование.

Абитуриенты на консультациях, как правило, спрашивают о «примерных вопросах» творческого конкурса. Что можно на это ответить? Прочтите еще раз в Положении о конкурсе про цель собеседования — уточнить круг интересов, представление о выбираемой профессии, ориентированность в средствах массовой информации. Члены комиссии, преподаватели факультета и журналисты-практики, — люди творческие. Поэтому сформулировать конкретные вопросы могут на свой лад. Спросить, например, какие газету, журнал вы читаете? Почему? Обращаете ли внимание на подпись под материалами? Есть ли в этой газете журналист, чьи публикации вы читаете в первую очередь? Что привлекает вас в материалах этого журналиста? А какие еще газеты знаете? Ваша любимая телепередача? Тележурналист? Какие информационные программы вы знаете? На каких каналах они идут? Как часто? А что было главной теле-новостью вчера? Что происходит сейчас в мире, стране, вашем городе? И далее в том же ключе.

Разумеется, ваших собеседников будет интересовать и ваше представление о профессии, ваша мотивация. Почему вы выбрали именно факультет журналистики? Чем вас привлекает профессия? Что, на ваш взгляд, главное в этой профессии? Что вы знаете о ней? Почему вы считаете, что журналистика — профессия для вас? Предприняли вы уже что-либо, чтобы узнать ее лучше? С какой редакцией сотрудничали? С кем конкретно? О чем был ваш первый материал? Кто придумал тему? Как вы добывали информацию для этого материала? Сами ли придумали заголовок? Что было труднее всего в подготовке материала? Есть ли у вас любимая(ые) тема, над которой вам нравится работать? И так далее, и тому подобное. О ком или о чем хотели бы написать? У кого взять интервью и почему? Чем вам интересен этот человек или тема? Где бы после окончания учебы хотели работать?

Ваши умения и качества тоже могут стать объектом внимания членов комиссии. Они могут проверить вашу наблюдательность и попросить описать, например, председателя комиссии, с которым вы встречались на консультациях. Или своего друга. Или улицу Пушкинскую. Или предложить поменяться местами: вы — член комиссии, а я — абитуриент; о чем бы вы спросили меня?

Что вы читаете? Какую книгу прочли последнюю? Кого из современных русских писателей любите? А из зарубежных? Чья поэзия вам ближе всего? Как вы любите проводить свободное время? Чем увлекаетесь?

Приучите себя смотреть новости — программу «Время», «Вести», «Итоги», «Подробности», тогда вы будете в курсе последних событий.

Если вам интересны профессиональные и общечеловеческие проблемы, связанные с журналистикой и средствами массовой коммуникации вообще — почитайте подшивку «Журналиста», тематические страницы, посвященные масс-медиа в «Московских новостях», «Общей газете», «Новой газете». Знания и информация, почерпнутые из этих и других источников — книг, газет, журналов, словарей, Интернета, — помогут вам, с одной стороны, лучше представлять себе будущую профессию, а с другой, прагматической стороны, увереннее чувствовать себя на собеседовании. Кстати говоря, выполнение заданий, предложенных в разделе этой книги «Проверь свои способности», — это тоже своеобразная подготовка к творческому конкурсу, и к собеседованию в частности.

Собеседование — не экзамен, а скорее интервью. А поскольку берут его у вас (!) профессиональные журналисты, значит, изначально вы им интересны. Им действительно интересно беседовать с вами. Им интересны ваши мысли, ваши чувства, ваши устремления, планы, мечты и надежды. Поэтому оставьте экзаменационные страхи за дверью аудитории и просто разговаривайте с умными собеседниками, стараясь укрепить этот интерес.

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru