>>> Перейти на мобильный размер сайта >>>

Учебное пособие

Профессия - журналист

       

Итак, проба сил и пера

Предлагаю вам испытать себя, попробовав свои силы, и попытаться выполнить письменно некоторые задания по выбору (а можно и все).

Задание 1. «Журналист должен знать...» Некоторые мои первокурсники отвечали на этот вопрос односложно: журналист должен знать «все». А что думаете вы по этому поводу? Какими знаниями должен обладать представитель этой профессии? Что говорят об этом сами журналисты? Чье мнение вы разделяете, а с чьим не согласны?

Задание 2. «Журналист должен уметь...» Обязательно ли журналисту уметь работать на компьютере, с видеоаппаратурой, пользоваться Интернетом, водить машину, фотографировать? А может, главное для него — уметь слушать и задавать вопросы? Кто из отечественных журналистов что умеет? Или не умеет?

Задание 3. «Журналист должен быть...» Должен ли он быть настырным? Агрессивным? Честным? Талантливым? Умным? Пристрастным или беспристрастным? Интеллигентным человеком? Журналистом-Который-Умеет-Добиться? Похожим на Сергея Доренко или Николая Сванидзе? Быть над схваткой или по какую-то сторону баррикад? Иметь убеждения или быть конформистом? Должен ли журналист быть психологом или судьей?

Задание 4. «Чего я не знаю?» Речь, конечно, не о языке племени мумба-юмба, а о том, что вас искренне интересует и чему вы впрямь хотели бы научиться, да вот как-то руки не доходили.

Задание 5. «Стоп-кадр». Возьмите любую иллюстрацию из любого журнала, газеты, просто фотографию и сделайте к ней подпись, а точнее несколько подписей. Из одного—трех слов или словосочетания (как заголовок). Из одного предложения — не более 18 слов, включая союзы и предлоги. Из нескольких предложений общим объемом 40—50 слов. Из нескольких абзацев общим объемом до 300 слов.

Задание 6. «Моя газета». Это рассказ о газете, которую вы с удовольствием читаете. Это может быть давний друг вашей семьи, а может — новый, но успевший завоевать ваше доверие.

Задание 7. «Мой любимый журналист». Наверняка у вас есть свои читательские и зрительские привязанности. Расскажите о журналисте, чьи материалы в газете или журнале вы ищете сразу, как только взяли в руки номер? Кого хотели бы взять в наставники и учителя? Кто он? О чем он пишет? Как он пишет? Чем он вам интересен? Можно рассказать и о любимом тележурналисте.

Задание 8. «Терпеть не могу...» От любви до ненависти — один шаг. А всех и все любить невозможно. Расскажите о том, кого (и почему) из журналистов вы не любите и на кого не хотели бы быть похожи.

Задание 9. «Если бы редактором был я...» А почему бы и нет? Вы вдруг заняли кресло главного в редакции «Комсомольской правды», или «Известий», или «Новой газеты», или журнала «Лиза», а может быть, «Playboy». Что бы вы изменили, что оставили, кого бы взяли на работу, что бы сделали для увеличения тиража и числа читателей и т. д. Возможно, вы хотите издавать свою газету или журнал — расскажите об этом.

Задание 10. «ОДНО...» Выберите один из своих параметров, зафиксированных в паспорте (фамилию, имя, дату рождения, улицу и дом, где вы родились, и т. п.), и напишите небольшие (до 300 слов) эссе, рассказывающие о ваших ОДНОфамильцах, ОДНОгодках, тезках, земляках, людях, родившихся с вами в один день, и т. п. Источники информации — любые, от энциклопедий и подшивок газет до личных журналистских поисков по подъездам, паспортным столам и пр. Попробуйте раскопать что-то интересное, сенсационное, любопытное!

Задание 11. «Приметы времени». По телевидению, в школе, дома, на улице вы могли слышать такие фразы: «Бедственное положение образования», «Подрастающее поколение сегодня быстро взрослеет», «В стране царит милицейский произвол» и т. п. Это все приметы времени. Выберите любое подобное утверждение и напишите свои десять примет. Например, десять примет РАСКРЕПОЩЕНИЯ СОЗНАНИЯ, десять примет ДЕПОЛИТИЗАЦИИ ЮНОШЕСТВА, десять примет МИЛИЦЕЙСКОГО ПРОИЗВОЛА...

Задание 12. «Читалка». Попытайтесь написать обзор какой-либо газеты. Например, «Читая «Советскую Россию» или «Читая «Московские новости». Какие публикации в этой газете натолкнули вас на размышления, вызвали желание поспорить или, наоборот, добавить свидетельства в пользу авторов газеты. О чем, по вашему мнению, нужно писать газете, какие темы и проблемы волнуют вас и ваших сверстников, и др.

Задание 13. «Кто не виноват». Это, пожалуй, потруднее будет. Ибо все привыкли искать виновных в том, что жизнь становится дороже, что в стране коррупция, что экономика развалилась, что не выплачивают вовремя пенсии и зарплаты. Список можно продолжить до бесконечности. Попробуйте найти тех, кто не виноват в конкретной проблеме или беде нашего общества.

Задание 14. «Два взгляда». Два взгляда на ПРОПИСКУ. Два взгляда на СМЕРТНУЮ КАЗНЬ. Два взгляда на НОШЕНИЕ ОРУЖИЯ. Два взгляда на ПЛАТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. Два взгляда на СВОБОДНЫЙ СЕКС. Два взгляда на ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ АРМИЮ...

Задание 15. «Разговор о жизни...» В курсе «Репортерское мастерство» есть такое практическое задание — «Запись живой речи». В аудиторию, к студентам приглашают человека, тот в течение 10 мин что-то рассказывает. Задача студентов — записать его рассказ так, чтобы максимально сохранить особенности его речи, любимые обороты, выражения, не исказив, точно передать смысл выступления. Ваша задача — написать стенограмму разговора о жизни, записанную, например, в ШКОЛЬНОЙ СТОЛОВОЙ, или на КОЛХОЗНОМ РЫНКЕ, или в ПРИЕМНОЙ У АДВОКАТЛ или в ПОЛИКЛИНИКЕ, или в КУРИЛКЕ БИБЛИОТЕКИ, или там, где вы сами придумаете.

Задание 16. «Профессиональный портрет-99». Это может быть портрет ШКОЛЬНОГО УЧИТЕЛЯ, ОФИЦЕРА, УЧАСТКОВОГО МИЛИЦИОНЕРА, ПРОДАВЦА, ВОДИТЕЛЯ, КОНДУКТОРА, КИОСКЕРА, ПСИХИАТРА... Для работы над заданием вам придется специально наблюдать за этими людьми, узнать, в чем заключаются их профессиональные обязанности, какие требования предъявляются к людям данных профессий и т. п.

Задание 17. «Впрок». На канале НТВ есть такая передача, а во многих газетах есть рубрики для потребителей, где рассказывается о потребительских свойствах товаров, о том, как не купить подделку или насколько безопасно то или иное лекарство и продукт. Можно ли пить сок «Юпи», как узнать, свежая ли колбаса? Могут ли вам поменять купленную вещь? Итак, выберите любой продуктовый или промышленный товар и попробуйте провести расследование и рассказать о всех тайнах этого товара, его применения, условиях покупки и т. д.

Задание 18. «Реферат». Раз уж вы серьезно заинтересовались журналистикой, полезно будет порыться в исторических источниках, проанализировать современную практику, узнать разные аспекты роли журналиста в обществе. В этом задании предлагается написать реферат на одну из ниже перечисленных тем. ЖУРНАЛИСТ КАК РЕЛИГИОЗНЫЙ ДЕЯТЕЛЬ. ЖУРНАЛИСТ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДЕЯТЕЛЬ. ЖУРНАЛИСТ КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДЕЯТЕЛЬ. ЖУРНАЛИСТ КАК КОММЕРЧЕСКИЙ ДЕЯТЕЛЬ. ЖУРНАЛИСТ КАК ЮРИДИЧЕСКИЙ ДЕЯТЕЛЬ. ЖУРНАЛИСТ КАК НАУЧНЫЙ ДЕЯТЕЛЬ. ЖУРНАЛИСТ КАК РЕВОЛЮЦИОНЕР.

Задание 19. «Поиск информации...». Попробуйте найти как можно больше информации и написать о МИРОВЫХ ЖУРНАЛИСТСКИХ ПРЕМИЯХ, МЕЖДУНАРОДНЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРЕМИЯХ, МЕЖДУНАРОДНЫХ ЖУРНАЛИСТСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ, ФОРМАХ УВЕКОВЕЧЕНИЯ ПАМЯТИ, ПОЧЕТНОМ ГРАЖДАНСТВЕ В РАЗНЫХ СТРАНАХ, ПРАВОЗАЩИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ В СТРАНЕ, ВАШЕМ ГОРОДЕ...

А вот блок заданий для самых дотошных читателей, считающих, что САМЫМИ умными, интересными, эрудированными людьми являются НАСТОЯЩИЕ ЖУРНАЛИСТЫ. Эти задания были предложены в начале 90-х годов слушателям Пресс-колледжа Ростовского открытого университета.

Прочтите внимательно список фамилий известных и выдающихся людей, многие из которых составляют честь и славу человечества.


        АБАЙ ?
        АБДУЛ-БАХА ?
        АБДУЛОВ Александр
        АБЕЛЬ Рудольф
        АБРАМОВ Федор
        АБЭ ?
        АГРАНОВСКИЕ Абрам, Анатолий, Валерий
        АДЕНАУЭР Конрад
        АДЖУБЕЙ Алексей
        АДЫЛОВ ?
        АЗЕФ Евно
        АЗИМОВ Айзек
        АЗНАВУР Шарль
        АЙТМАТОВ Чингиз
        АКИНО ?
        АКОПЯН Акоп
        АЛЕКСАНДРОВЫ ?, ?
        АЛЕКСИЙ II ?
        АЛЕКСИН Анатолий
        АЛИГЕР Маргарита
        АЛИБАСОВ Бари
        АЛИЕВ Гейдар
        АКСНИС Виктор
        АЛМАЗОВ Борис
        АЛФЕРЕНКО Геннадий
        АЛЬЕНДЕ Сальвадор
        АМОСОВ Николай
        АМУДСЕН ?
        АМЭРИДЖИБИ Чабуа
        АНАР ?
        АНДЕРС Томас
        АНДРЕЕВЫ ?, ?
        АНДРИЧ Иво
        АНДРОННИКОВ Ираклий
        АНДРОПОВ Юрий
        АННЕНСКИЙ Иннокентий
        АНПИЛОВ Виктор
        АНТОКОЛЬСКИЙ Павел
        АНТОНИОНИ ?
        АНТОНОВ-ОВСЕЕНКО ?
        АРАГОН Луи
        АРАФАТ Ясер
        АРМСТРОНГИ Луи, ?
        АРОНОВ Александр
        АСЕЕВ Николай
        АСТАФЬЕВ Виктор
        ASTURIAS Migel Angel
        АТАТЮРК Кемаль
        АУРОБИНДО ?
        АУЭЗОВ Мухтар
        АХМАТОВА Анна
        БАБЕЛЬ Исаак
        БАБУРИН Сергей
        БАКЛАНОВЫ ?, ?
        БАЛТРУШАЙТИС ?
        БАЛЬМОНТ Константин
        БАНДАРАНАИКе Сиримаво,
        Соломон
        БАНИОНИС Донатас
        БАРДО Брижит
        БАРТИНИ Людвиг
        БАТАЛОВЫ Алексей, ?
        БАТИСТА ?
        БАХ Ричард
        БАХА-УЛЛА ?
        БАЭЗ Джоан
        БЕДНЫЙ Демьян
        БЕКЕТ Самуэль
        BELLOW SAUL
        БЕЛЬЬ Генрих
        БЕЛОХВОСТИКОВА Наталья
        БЕЛЫЙ Андрей
        BENAVENTE ?
        БЕНДЕРА Степан
        БЕРБЕРОВА Нина
        БЕРГСОН Анри
        БЕРГОЛЬЦ Ольга
        БЕРДЯЕВ ?
        БЕРИЯ Лаврентий
        БЕРМАНы Борис, ?, ?
        БЕРНЕС Марк
        БЕРРИ Чак
        БЕРТОЛУЧЧИ ?
        БЕСТУЖЕВ-ЛАДА Игорь
        БЕХТЕРЕВЫ Наталья, ?
        БЖЕЗИНСКИЙ Збигнев
        БИМ-БАД Борис
        БИТОВы Андрей, ?
        БИЧЕСКАЯ Жанна
        БЛОК Александр
        БОВИН ?

Что делать с этим списком? Вот несколько заданий.

Задание 1. Исправьте ошибочное написание имен и фамилий. Снимите вопросы.

Задание 2. Выпишите из списка фамилии глав государств и правительств.

Задание 3. Выпишите из списка фамилии лидеров политических партий и движений.

Задание 4. Выпишите из списка фамилии лауреатов Нобелевских премий, в том числе и малых, альтернативных.

Задания 5. Выпишите из списка фамилии лауреатов Оскаров.

Задание 6. Выпишите из списка фамилии лауреатов Гонкуровских премий.

Задание 7. Выпишите из списка фамилии лауреатов Пулитцеровских премий.

Задание 8. Выпишите из списка фамилии лауреатов Сталинской, Государственной и Ленинской премий.

Задание 9. Выпишите из списка фамилии людей, чьи изображения имеются на денежных купюрах различных стран мира.

Задание 10. Выпишите из списка фамилии Генеральных секретарей ООН и других международных организаций.

Задание 11. Выпишите из списка фамилии религиозных и духовных лидеров, подвижников.

Задание 12. Выпишите из списка фамилии эстрадных и спортивных кумиров и звезд, не вошедших в предыдущие списки.

Задание 13. Выпишите из списка фамилии людей, которые, на ваш взгляд, имеют отношение к следующим понятиям:

        Ауровилль
        Бахаизм
        Веданта
        Гностицизм
        Диктатура
        Единая Европа
        Жузы
        Иезуиты
        Йога
        Католицизм
        Люмпен-пролетариат
        Масоны
        Неонацисты
        Оккультизм
        Психоанализ
        Розенкрейцеры
        Суфражистки
        Танатология
        Упанишады
        Фашизм
        Харизма
        Центризм
        ЧОН
        Шартр
        Щедрость
        Экзистенциализм
        Юриспруденция
        Якобинцы.

Если вам незнакомы многие фамилии и неизвестны понятия — не нужно паниковать, говорить себе: «Я — пропащий человек!» Глаза страшатся, а руки делают, гласит русская пословица. Проявите упорство и заполните «белые пятна» в своем познании. Возможно, вы войдете во вкус и начнете составлять свой перечень личностей, оставивших след в истории, и — чем черт не шутит — когда-нибудь станете автором энциклопедических словарей!

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru