Учебник для 9 класса

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

       

§ 9. Мировой экономический кризис 1929—1933 гг. Пути выхода

  • Какие формы приобрело государственное вмешательство в экономику и в дела общества в разных странах?

Особенности мирового экономического кризиса 1929—1933 гг.

В октябре 1929 г. произошло неожиданное для американских деловых кругов обвальное падение стоимости акций на Нью-Йоркской фондовой бирже. Началась всеобщая паника. Никто не был уверен в завтрашнем дне. Все старались продать акции, даже за любую цену.

Падение стоимости акций компаний и банкротство банков подорвали «кровеносную систему» капитализма — финансовый рынок и банковскую систему. Производство лишилось финансового питания — инвестиций и кредитов.

В итоге закрывались фабрики и заводы, конторы, свёртывалась торговля. Росла безработица.

Всё говорило о том, что это кризис необычный. Кризис начался в центре капиталистической системы — в Соединённых Штатах Америки, где было сосредоточено около половины мирового промышленного производства, т. е. столько же, сколько производили Великобритания, Германия, Франция, Италия, Япония, вместе взятые.

Американское «просперити» рухнуло (за годы кризиса обанкротилось более 85 тыс. предприятий и банков) и потянуло за собой всю мировую экономику. Кризис стал мировым, глобальным.

Кризис оказался самым продолжительным в истории капитализма — он длился почти пять лет. Следовательно, что-то произошло в рыночном механизме выхода из кризиса, который раньше выводил капиталистические страны из этого положения за год-полтора. Более того, мировая экономика оставалась в кризисном состоянии до Второй мировой войны.

Кризис произошёл в США — стране, где были самые большие темпы экономического роста, где был достигнут высокий уровень зрелости в индустриальном развитии, в организации и управлении массовым производством. Следовательно, начавшийся мировой экономический кризис носил структурный и системный характер, т. е. это был кризис определённого этапа развития капиталистической системы — излом, переломный момент в развитии капитализма.

Социальные последствия кризиса

Закрытие предприятий, сокращение производства породили массовую безработицу, рост контрастов богатства и бедности, появление на улицах городов бездомных и нищих, голодные бунты и социальные движения протеста. Кроме этих видимых признаков разложения системы, многое оставалось как бы за кадром — утрата многими людьми чувства достоинства, безысходность, самоубийства, падение нравственности, рост преступности.

Причины экономического кризиса

Главной его причиной было серьёзное нарушение (дисбаланс) в экономике, и прежде всего в цепи производство — распределение — потребление. Это выразилось в следующем. Промышленное производство и масса потребительских товаров благодаря технологическим нововведениям первой трети XX в. росли быстрее роста заработной платы; доля заработной платы в созданной стоимости оставалась в первой трети XX в. примерно на уровне 45—50%, с этим связана низкая способность (спрос) населения покупать произведённую продукцию.

Мировой рынок сельскохозяйственных продуктов: пшеницы, сахара, кофе, каучука, шерсти, жиров — был переполнен уже в 1928 г. Большой урожай пшеницы в 1928 г., выброшенный на мировой рынок, стал причиной снижения цен на сельскохозяйственные продукты. Фермеры утратили возможность рентабельно вести хозяйство и возвращать банкам кредиты.

Вышли из строя рыночный механизм автоматического регулирования и система реализации результатов производства (распределение и потребление). Причина нарушения рыночного механизма — экономика, прежде всего в США, Германии, Англии, за первую треть XX в. достигла высокого уровня концентрации: в руках немногочисленных корпораций и трестов сосредоточились громадные производства, благодаря чему создавались условия монополии, диктата цен и ограничения конкуренции. Несколько корпораций, например господствующих в сталелитейной промышленности, сокращали производство, но цены оставляли почти на прежнем уровне. Поэтому рынок и конкуренция как регуляторы перестали работать.

Пути выхода из кризиса

Экономисты искали объяснение столь глубокого кризиса и пути выхода из него как методом проб и ошибок, так и с помощью теории. В центре стоял вопрос о роли государственного регулирования в экономике.

Противостояли две крайние позиции: с одной стороны, сторонники свободной рыночной экономики с традиционной либеральной точкой зрения о невмешательстве государства в экономическую жизнь, с другой — приверженцы жёсткого государственного регулирования, в частности использования опыта мобилизации экономики периода Первой мировой войны. Коммунисты и многие социалисты вообще считали, что наступил крах капитализма, и видели единственный выход в установлении социалистического централизованного планового хозяйства и распределения.

Традиционное представление классического либерализма XIX в. о саморегулирующейся рыночной экономике и невмешательстве государства в экономику противоречило новой реальности. Либерализм повернулся лицом к государственным рычагам управления экономикой и социальными отношениями. Этот либерализм (неолиберализм), или, как принято его сейчас называть, социальный либерализм, предлагал с помощью государственного регулирования защитить индивида от «монополистического интереса», разрушительной конкуренции и диктата корпораций и произвести перераспределение результатов производства. Напротив, консерватизм, традиционно выступавший за опору на государственную политику, встал на защиту свободного предпринимательства, индивидуализма, выступил против государственного регулирования.

Английский экономист Джон М. Кейнс, член Либеральной партии Великобритании, чётко поставил диагноз: современная мощная экономика с крупными компаниями, многие из которых монополизировали рынок и ограничили конкуренцию, утратила способность автоматического выхода из кризиса через прежние рыночные механизмы. Он обосновал необходимость государственного регулирования экономического развития и перераспределения результатов производства. При этом ключевым вопросом является повышение покупательной способности населения (надо создать «эффективный спрос»), чтобы массовому производству соответствовало массовое потребление, иначе система не сможет выбраться из тупика относительного избытка произведённых товаров. Решать такую макроэкономическую задачу могла только государственная власть.

Кейнсианство предложило конкретный механизм антикризисного или антиинфляционного (это зависит от конкретной ситуации) регулирования: в первом случае через увеличение государственных расходов, понижение налогов и банковского процента (принцип «иди»), а во втором случае через сокращение государственных расходов, повышение налогов и банковского процента (принцип «стой»). Эти принципы, предусматривающие при кризисе «подталкивание» роста потребления, а при инфляции его «сдерживание», получили название «стой - иди».

Важнейший вопрос — какова степень и формы государственного регулирования, государственного вмешательства в экономику, в рыночные отношения, в повседневную жизнь общества и индивида, т. е. речь идёт о характере политического режима.

Для Европы XX в. характерны три основных типа политических режимов: демократический, тоталитарный и авторитарный.

Либерально-демократические режимы

В 1930-е гг. в странах с развитой демократической традицией определился демократический вариант решения порождённых кризисом проблем — путь социальных, экономических реформ и политических компромиссов. К числу таких стран относились Великобритания, Франция, США, Скандинавские страны, Канада, Мексика и ряд других. Здесь либеральные рецепты кейнсианства и социальные реформы находили применение, хотя в целом предложенные рецепты Кейнса в качестве общего регулирования экономического роста применялись только после Второй мировой войны.

В этих странах происходило значительное расширение регулирования экономики и социальных отношений со стороны государства. Особое внимание уделялось организации общественных работ, политике в социальной сфере. Значительная часть государственных средств направлялась на социальное страхование, помощь безработным, инвалидам, т. е. тем, кто не мог обеспечить себя сам. Тогда эти меры казались чрезвычайными. Но затем они составили основу системы социального обеспечения, названной после Второй мировой войны государством всеобщего благосостояния.

В ряде стран расширилось государственное регулирование трудовых отношений, были приняты законодательные меры, определяющие права профсоюзов, утверждающие право на заключение коллективных договоров, а также другие меры регулирования трудовых конфликтов между рабочими и работодателями. Это не была благотворительность. Такие меры проводились по требованию самих профсоюзов и рабочего движения.

В правящих кругах этих стран росло понимание необходимости ограничить негативные последствия стихии рыночных отношений. В результате капитализм становился социально ориентированным, т. е. учитывающим интересы граждан и отдельных социальных групп.

В этих странах расширение регулирующей роли государства не затрагивало основ демократии. Неизменными оставались такие принципы, как равное применение законов, признание основных и неотъемлемых прав человека, имеющих преимущество перед правами государства, принцип разделения властей, парламентаризм. Гражданское общество как система самостоятельных и независимых от государства общественных организаций получило дальнейшее развитие. Таким образом, развитие социальных функций государства и регулирования проходило в рамках либеральной демократии.

Тоталитарные режимы: общее и особенное

Иное положение имело место в странах с неустойчивой политической системой в условиях мирового экономического кризиса. В ряде стран вопрос о характере государственного регулирования и путях выхода из экономических и политических кризисов решался в 1920—1930-е гг. в острой политической борьбе; раскол общества на левых и правых, на умеренно-либеральные и консервативные силы и экстремистские партии и группы порождал острейшие конфликты. Борьба за власть выливалась в борьбу за установление тоталитарного режима или за сохранение демократии.

Тоталитаризм, согласно значению самого термина (тотальный — это всеобщий), выступает за всеобщность, тотальность государственного регулирования. Экономической основой поглощения тоталитарным государством гражданского общества является замена рыночных отношений государственным планированием и распределением. В этом случае частная собственность настолько ограничивается, что исчезает как основа личной свободы.

Тоталитарное государство предполагает нераздельное политическое и государавенное руководство страной со стороны однопартийно-бюрократической верхушки. Поэтому в политической области тоталитаризм означает уничтожение режима либеральной демократии, выборных институтов или сведение их к пустой формальности, поглощение гражданского общества государством.

В области идеологии тоталитаризм насаждает единомыслие, нетерпимость к иным взглядам, культ вождя.

Между тем идеология и политика тоталитарных режимов в 1930-е гг. имели ряд отличительных черт в отдельных странах.

Так, германский фашизм (нацизм) отличала, кроме тотального государственного регулирования, прежде всего крайняя форма национализма и антисемитизм, которые оправдывали уничтожение «неарийских народов», а также особая агрессивность и стремление к завоеванию «жизненного пространства», обеспечение безопасности для своего народа за счёт других.

В меньшей степени крайности национализма и антисемитизма были характерны для Италии, Испании и Португалии. В этих странах на массовое сознание традиционно оказывали большое влияние католическая церковь и христианская идеология. В Италии и Испании особенностями фашистских режимов были использование корпоративистских идей и вертикальное корпоративное, неизвестное ранее устройство государства. Корпорации (в Испании — синдикаты) создавались снизу доверху, объединяли различные слои населения, включая предпринимателей, и подчинялись вождю.

Идеология и политика фашистских тоталитарных режимов базировались на идеях шовинизма и расизма.

Руководители тоталитарных государств постоянно говорили о превосходстве своей нации над другими, предъявляли территориальные претензии к соседним странам, готовились к войне за передел мира.

Тоталитарные фашистские режимы стали главным источником военной опасности.

Характерно, что все тоталитарные режимы утверждались в условиях острых политических кризисов, партийных междоусобиц, ослабления демократических институтов и дезориентации широких масс населения.

Авторитарные режимы занимают промежуточное положение. Такие режимы утвердились в межвоенный период в Центральной и Юго-Восточной Европе (Австрия, Венгрия, Болгария, Румыния, Югославия, Польша, страны Балтии и др.).

Авторитаризм — политический режим, при котором политическая власть осуществляется политическим лидером, политической партией, семейной или социальной группой при минимальном участии народа. При этом существует ограниченная или строгая регламентация политических прав граждан и общественно-политических организаций, однако нет большого репрессивного аппарата. Вмешательство в гражданское общество незначительное, действует принцип «разрешено всё, что не запрещено государством», что предполагает отсутствие тотального регулирования, необязательность единой идеологии.

К концу 1930-х гг., с вторжением в 1940 г. гитлеровских войск во Францию, всю континентальную Европу и Азию, от Атлантики и до Тихого океана, занимали страны с тоталитарными или авторитарными режимами, за небольшим исключением (например, Великобритания, Швеция, Швейцария).

В 1920—1930-е гг. в Европе тоталитаризм наступал, либеральная демократия терпела одно поражение за другим. В начавшейся в 1939 г. Второй мировой войне конфликт между тоталитаризмом и демократией вылился в решающую битву.

Проверьте себя

  1. Перечислите основные причины мирового экономического кризиса 1929-1933 гг.
  2. Каковы его основные проявления и особенности?
  3. Почему кризис поставил на повестку дня проблему государственного регулирования рыночной экономики?
  4. Что предлагал английский экономист Кейнс?
  5. Какие типы политических режимов существовали в Европе?
  6. Объясните различия тоталитарных, авторитарных и демократических режимов.

Типы режимов

Демократические

Авторитарные

Тоталитарные

Свобода мнений и идеологическое многообразие

Ограничение политического многообразия

Господство одной общеобязательной идеологии

Многопартийность, свободные конкурентные выборы, разделение властей, независимость суда

Многопартийность при контроле правящей верхушки над политической жизнью и судом. Нет разделения властей

Единовластие одной партии, срастающейся с государством. Особый культ вождя

Государственный и общественный контроль над армией и силовыми ведомствами

Контроль правящей верхушки, а не партии над армией и силовыми ведомствами

Полный контроль партии над армией и силовыми ведомствами

Свобода слова

Цензура, ограничение свободы слова

Полный контроль над средствами массовой информации

Отсутствие репрессий как инструмента политики

Особая власть тайной полиции. Выборочные репрессии

Всевластие тайной полиции. Тотальный террор

Поддержание конкуренции, ограничение монополий. Частная собственность как основа личной свободы

Допущение конкуренции, частной собственности. Вмешательство в экономику в целях обогащения правящей верхушки

Централизованное руководство экономикой, господство монополий

Важная роль организаций гражданского общества в самоуправлении

Отсутствие полного контроля над частной жизнью и гражданским обществом

Тотальный контроль и поглощение гражданского общества государством

Подумайте

  1. Согласны ли вы с утверждением: массовому производству должно соответствовать массовое потребление? Ответ обоснуйте.
  2. Проанализируйте таблицу и определитесь, в стране с каким режимом вы хотели бы жить. Назовите причины, побудившие вас принять такое решение.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru